Всем привет! 🙂
Ранее мы рассказывали вам про историю Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также про то, что из себя представляет Международное Движение Красного Креста сегодня.
Отправной точкой в создании МККК стало сильное впечатление Анри Дюнана от Битвы при Сольферино (1859), свидетелем которой он стал. Потрясённый увиденным, Дюнан с того момента сделал всё возможное, чтобы облегчить страдания воюющих.
Прежде чем перейти к истории создания Общества Красного Креста в России, предлагаем обратиться к теме зарождения благотворительности в нашем государстве и рассмотреть предпосылки, которые привели к образованию того, чем сегодня является Российский Красный Крест.
Начало
В Российском государстве гуманистические настроения заметны уже на ранних этапах его развития.
Так, традиции благотворительности существовали в языческой Руси, где "заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян".
Конечно, в то время еще рано говорить о каком-либо оформленном институте социальной помощи – она имела вид простой соседской и родственной выручки.
После принятия Русью христианства в 988 г., благотворение приняло форму т.н “нищелюбия”. Подаяние стало рассматриваться не просто как акт помощи, но и как религиозный акт.
Древнерусский благотворитель, «христолюбец», менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования.
Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христа, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обоих. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель.
«В рай входят святой милостыней, – говорили в старину, – нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
По указанию Владимира Крестителя строятся первые богадельни, больницы, приюты для нищих и калек. Князь-христианин, как пишут летописи, велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, "брать кушанье и питье, и деньги из казны", а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, "овощем разным", медом в бочках и квасом.
В 996 году Владимир Святославович принимает Устав, согласно которому призрение переходит в надзор патриарха и церковных структур, а десятая часть княжеских доходов идет на содержание монастырей, церквей и всех благотворительных учреждений. При монастырях начинают появляться бесплатные больницы, детские дома.
Таким образом, церковь становится главным институтом, через который осуществлялась благотворительность вплоть до конца XVII века.
Политика Ивана Грозного (1530-1584)
При Иване Грозном и согласно Стоглавому собору (1551 г.):
- Попечение о бедных провозглашается делом общества;
- В каждом городе строятся больницы и богадельни для мужчин и женщин, где больных, престарелых и неимущих довольствуют пищей и одеждой. Богадельни можно назвать первым прототипом некоммерческих организаций, управление которых осуществлялось через государственно-церковное учредительство;
- Отмечается чрезмерный рост нищенства и тунеядства, в связи с чем принимается решение упорядочить помощь нуждающимся. Благодаря этому т.н. “призрение” (т.е помощь нуждающимся) становится организованной.
Благотворительность в начале правления династии Романовых
Деятельность Михаила Фёдоровича (1613-1645)
Первые Романовы продолжали существовавшую и до них традицию личной благотворительности. Проще говоря, раздачи милостыни «сирым и убогим» (что, наряду с милостыней частной, скорее порождало профессиональную корпорацию нищих, нежели обеспечивало адресную помощь нуждающимся).
Михаил Фёдорович:
- Поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов;
- В 1635 году пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для строительства нового Покровского мужского монастыря (в настоящее время женский ставропигиальный монастырь у Покровской заставы в Москве).
Деятельность Алексея Михайловича (1645-1676)
Благотворительность при Алексее Михайловиче до некоторой степени выходит на государственный уровень. Однако возникают и государственные учреждения: приказ строения богаделен и «полоняничный приказ», занимавшийся выкупом пленных.
О выкупе говорится в 8-й главе соборного уложения 1649 г. Он признается обязанностью государства, а для его осуществления с населения взимался налог. Но выкуп считался таким же богоугодным делом, как раздача милостыни. За это, говорится в Уложении, «общая милостыня нарицается, а благочестивому Царю и всем православным христианам за это великая мзда от Бога будет».
Сохраняются, конечно, личные пожертвования — на монастырское благотворение, на помощь нуждающимся во время голода или стихийный бедствий.
Классический пример частной благотворительности русского государя – поведение царя Алексея Михайловича, которое было, по словам В. О. Ключевского, «дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дела мертва».
В дни религиозных праздников Алексей Михайлович лично раздавал милостыню продуктами и деньгами нищим и даже заключенным. Это являлось, прежде всего, выражением его личных качеств.
«Царь Алексей Михайлович, – отмечает Ключевский, – был добрейший русский человек, славная русская душа. Он любил людей и желал им всякого добра».
Деятельность Ф.М.Ртищева (1626-1673)
В XVII столетии широкую известность получила деятельность Ф.М. Ртищева – советника царя Алексея Михайловича. Благодаря своим нравственным качествам и заслугам, Федор Михайлович вошел в историю как меценат, благотворитель и “милостивый муж”.
По своей инициативе и на свои собственные средства он:
- Открывал больницы для больных и неимущих;
- Помогал госпитализировать раненых;
- Выкупал из неволи русских военнопленных;
- Оказывал материальную помощь пострадавшим, жертвовал на благотворительность еду.
Историк В. О. Ключевский в своем труде под названием «Добрые люди Древней Руси» именует Ртищева «евангельским человеком»:
«Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, он воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть — смиренномудрие.
Царь Алексей, выросший вместе с Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому ни колол глаза личным превосходством, был совершенно чужд родословного и личного тщеславия»
Политика Федора Алексеевича (1661-1682)
Первые сведения о попытках организовать призрение относятся ко времени правления царя Федора Алексеевича. При нем в 1682 г. был издан указ об открытии в Москве приютов и богаделен. Однако никаких конкретных сведений о деятельности этих учреждений не имеется. Больше известно о том, как пытался организовать благотворительность и призрение Петр I.
Заключение
Таким образом, в России участие обладателей верховной власти в делах благотворения имело глубокие исторические корни.
С утверждением на Руси христианства, милосердие, забота о сиротах, детях, немощных стали важной составляющей образа доброго, справедливого и мудрого правителя.
В относящемся к XI в. «слове о законе и Благодати» Иллариона, автор, прославляя князя Владимира, восклицает:
«…кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, больным, должникам и всем, просящим о милости».
Подчеркивается цель этой деятельности:
«твои щедроты и милостыни и поныне вспоминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелом его…».
Эту цель благотворители на Руси преследовали веками.
Характеризуя средневековую русскую благотворительность, В. О. Ключевский, в частности, замечает:
«Любовь к ближнему полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню. Такая помощь рассматривалась не как средство облегчить жизнь нуждающимся, а как духовное, нравственное возвышение самого дающего».
Богоугодным делом считалась не только раздача милостыни, но и призрение на основе благотворительности, которое власть признавала необходимым уже в XVI столетии. Стоглавый собор 1551 г., в частности, постановил создать в городах богадельни для больных и престарелых нищих, которым «боголюбцы могли приносить милостыню и все необходимое для жизни своего ради спасения».
Но это была не практическая попытка создать систему учреждений призрения, а, скорее, декларация о намерениях. Благотворительность оставалась частным делом, в том числе для носителей верховной власти.
О дальнейшем развитии гуманистических традиций, но уже в имперский период, мы продолжим в следующих публикациях, шаг за шагом приближаясь к моменту основания Российского Общества Красного Креста.
Список использованной литературы:
- Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.77.
- Ю. Годунский. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. Журнал “Наука и жизнь”
- Стоглав. Текст. Глава 73 // Российское законодательство X-XX веков. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ. ред. О.И. Чистякова
- Ключевский В.О. “Добрые люди Древней Руси”
- Карпун К.М. Из истории нормативного регулирования и практики некоммерческих организаций в России (досоциалистический период)
- Иржи Томан. Россия и Красный Крест
- И.П. Блищенко. Что такое Красный Крест
- Российский Красный Крест. Листая страницы истории
- И. В. Зимин, А. Р. Соколов. «Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора»