47,8K подписчиков

Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян

18K прочитали

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при этом лось практически не встречается в русских сказках и фольклоре? С каким богом или богами связан его образ? Почему он строжайшим образом табуирован? Отправляемся вглубь веков на поиски лося и Рогатого бога.

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Лось — одно из самых распространенных и одновременно величественных животных наших лесов. Живет он повсеместно на территории России, от Кольского полуострова до южных степей. Всего на данный момент по официальным данным в России насчитывается порядка 605 000 особей лосей. Неприметным животным его также не назовешь — с его почти 2-метровых размахом рогов его по праву можно считать Хозяином леса, наравне с медведем.

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при-2

При этом в русском фольклоре лось как таковой… отсутствует. Судите сами — и поправьте нас в комментариях, если у вас есть другие данные:

  • Нет ни единой русской народной сказки (современные не берем), в которой фигурировал бы лось, хотя там встречаются буквально все животные наших лесов — медведи, волки, лисы, зайцы, разные виды птиц, змеи, щуки, лягушки и прочие.
  • Нет практически никаких примет и присказок связанных с лосями, за исключением буквально пары, по поводу которых не вполне понятно время их возникновения:

o Лоси уходят с опушки вглубь леса — к бурану через несколько часов.

o Пробегающий по полю или среди деревьев Лось — хорошая примета, но только в том случае, если он двигается в стороне от вас.
  • В 3-томнике известнейшего фольклориста А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», где он разбирает множество самых разных образов от погодных явлений до птиц и зверей, нет НИ ЕДИНОГО упоминания о лосях.
  • В книгах по славянским символам, сгруппированным по алфавиту, вы в большинстве случаев не найдете ни одной страницы с упоминанием лося, при том, что там в избытке есть аисты, мыши, ласки и ящерицы. Ниже пример из «Славянской мифологии» Петрухина/Агапкиной.

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при-3

Куда же подевался лось?

Первой в голову приходит мысль, о том, что наши предки, скажем, не различали лося и оленя, представляя их как некое единое рогатое животное из леса. На это как бы намекают некоторые исследователи фольклора, когда рассказывая про оленей берут лосей в скобки. Однако, такие упоминания также единичны — по факту культа оленя как такового мы также не наблюдаем. Единственное, он встречается в паре сказок и в сюжетах вышивки. В последних он всегда неразрывно связан с солнцем — как олень «приносящий солнце на своих рогах», либо с рожаницами, причем чаще всего такие сюжеты встречаются на Русском Севере.

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при-4

Впрочем, согласитесь, что даже ребенок, не будучи охотником или натуралистом, легко отличит лося от оленя даже по силуэту, не говоря уж о специфических лопатообразных рогах лося. Это примерно то же самое, как если бы люди «не различали» лису и волка, либо белку и куницу.

Но есть и более весомый довод в пользу того, что наши предки «знали» лося именно под именем «лось» — это древнее русское название созвездия Большой Медведицы , которое является наиболее ярким, приметным и соответственно «важным» на всем северном небосклоне. В подавляющем большинстве регионов России это созвездие в прежние времена носило название «Лось» (и различные его производные):

  • ЛОСЬ (Арханг., Владим., Вологод., Волхов и Ильмень, Вят., Калуж., Костр., Нижегород., Новг., Олон., Пене., Перм., Петерб., Пск., Свердл., Сиб., Тамб., Терск., Яросл.),
  • ЛОС (Урал.),
  • ЛОСА (Олон.),
  • ЛОСЕВА КИЧИГА (Арханг.),
  • ЛОСИ (Свердл.),
  • ЛОСИХА (Арх.),
  • ЛОСИЦА (Эст.),
  • СОХАТЫЙ (Камч., Курил., Алеут., Амурск., Енис., Ирк.).

Иллюстрация к материалу по астронимам, СНЕГИРЬ
Иллюстрация к материалу по астронимам, СНЕГИРЬ

Ареал распространения этого астронима охватывает всю Россию, за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания лосей как таковых. Заметьте, НИ В ОДНОЙ ОБЛАСТИ созвездие Большой Медведицы НЕ носило названия «ОЛЕНЬ».

Так почему же на небосводе лосю отведено самое почетное и главное место, а «на Земле» упоминаний о нем практически нет?

Дополнительную таинственность добавляет тот факт, что истинное название лося, по всей видимости часто табуировано и вместо него используется указние-сокрытие — «сохатый» (= «рога похожи на соху»). То же наблюдается и у некоторых других сакральных животных наших лесов, но только самых священных: «медведь» (= «ведающий мед») вместо «бер», «серый» вместо волка, «лютый зверь» вместо рыси.

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при-6

Попытаемся разобраться как лось может быть одновременно невероятно важным (созвездие Большой Медведицы и табуированное название) и при этом как бы напрочь замалчиваемым (сказки, приметы, обряды и проч.).

Лоси — это часть древнего культа Матери

Как уже было упомянуто выше, практически единственные вещественные свидетельства связанные с оленем (лосем) в русском фольклоре — это северные вышивки.

Советский академик, археолог и известный исследователь славянской культуры Борис Рыбаков (1908 -2001) посвятил целое исследование связи вышивок с мифологией, причем разбор начал именно с этого оленьего сюжета. Что же ему удалось установить?

Как получилось, что самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось, сюжеты с лосями относятся к наиболее архаичным сюжетам северных вышивок, но при-7

Он считает, что изображения оленей (лосей) на вышивках связаны с наиболее архаичными неолитическими культами охотников, где центральная роль отводилась женщинам(-лосихам) — Небесным Хозяйкам, рожавшим оленей и других полезных животных:

«В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой, первое созвездие на Руси носило имя Лось».

В доказательство он приводит неолитические изображения рожающих женщин (с раскинутыми руками и ногами), окруженных маленькими оленями/лосятами, которые практически повторяются в некоторых сюжетах северных вышивок (особенно свадебных):

На рисунках выше: неолитические петроглифы, примеры северной вышивки из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"
На рисунках выше: неолитические петроглифы, примеры северной вышивки из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"

Любопытно, что в большинстве подобных сюжетов женщины изображаются рогатыми — кое-где это огромные ветвистые рога, кое-где - едва заметные, но все же обозначенные.

Примеры северных русских вышивок из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"
Примеры северных русских вышивок из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"

Также нередко изображение рожаницы становится больше похоже на некий запутанный вензель (или шестиногого кентавра), вписанный в трехчастную композицию: в центре — женщина, в верхнем ярусе она держит в распростертых руках птиц, а снизу ее фигура заканчивается четырьмя лосиными конечностями. Иногда она опускает на землю двух новорожденных оленят. Птицы здесь вероятно указывают на небесное происхождение Рожаниц.

Из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"
Из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян"

Впоследствии — вероятно с переходом от охотничьего образа жизни к земледельческому — миф о лосихах-рожаницах стал либо забываться, либо потерял актуальность — ведь в изменившемся мире стада оленей уже не были залогом богатства, процветания и счастья. В более близкие к нам времена картинка трансформируется, теряет ряд деталей — в том числе связанных с оленями — и становится больше похожей на ветвистое дерево. Именно так этот сюжет и именуют этнографы в поздних вышивках: «дерево сложной конфигурации», «женщина-дерево», «женщина-вазон».

Пять вариантов Рожаниц на одной вышивке (из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян")
Пять вариантов Рожаниц на одной вышивке (из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян")

«Иногда искажение пеpвичной схемы дополнительными завитками доходит до того, что вся фигypа pожаницы пpевpащается в подобие скифской змееногой богини» — пишет Рыбаков, впрочем сам он не разделяет такое отождествление и считает это сходство следствие искажение «первоначальной» картины женщины-оленихи.

Впоследствии «распластанная фигура рожаницы» (уже непонятная вышивальщицам) все чаще заменяется двуглавым орлом (!), или же вместо лосей появляются кони/всадники. На сегодняшний день наибольший массив вышивок с женскими изображениями — это именно «поздние» женщины с птицами, всадниками, деревьями, теремами и ладьями. Мужские фигуры в северной вышивке практически не встречаются.

Итак, суммируя можно предположить, что с уходом матриархального культа Матери/Рожаницы и выдвижением на первый план фигур мужских богов Творцов и Воинов (Сварог, Перун, Велес), почитание оленей/лосей также стало уходить в прошлое или же вовсе было табуировано/нежелательно. Соответственно, в противовес лосихе на передний план выдвинулись «мужские» тотемы — медведя, волка, тура, орла, которые олицетворяли именно мужских богов. Они же заняли и центральные места в народных сказках, дошедших до наших дней.

Лось — тотем финно-угров и сибирских шаманов

Парадоксально, но если у славян образ лося в фольклоре чуть ли не отсутствует (за исключением рассмотренных вышивок), то у соседних финно-угорских народов лось занимает одно из центральных мест. Так, здесь крайне распространен сюжет об охоте сына бога на шестиногого лося, который хотел сделать жизнь людей лучше и боялся, что они не смогут угнаться за шестиногим зверем. Догнав его, он отрубает ему две ноги и заклинает, чтобы тот уставал от бега — то есть чтобы охотник имел шанс его добыть. Согласно другой версии охотник так и не догнал лося, но в результате оба они превратились в созвездия, а лыжня охотника — в млечный Путь. Вариант этой легенды с погоней за лосем Хийси отражен в знаменитом эпосе «Калевала».

Иллюстрации к Калевале. Николай Кочергин
Иллюстрации к Калевале. Николай Кочергин

Также с лосем связан и мифе о конце времен — когда громовник Айеке-Тиермес со своим луком-радугой догонит небесного оленя Мяндаша и вонзит в него стрелу — огонь охватит землю, горы сгорят, а льды закипят.

Неолитические петроглифы, изображающие посохи в форме головы лося. Аналогичные предметы были найдены археологами на Кольском полуострове.
Неолитические петроглифы, изображающие посохи в форме головы лося. Аналогичные предметы были найдены археологами на Кольском полуострове.

В мифологии комы-зырян лось — символ мужества и мужской силы и выносливости. Считалось, что именно верхом на лосе ездит богатырь Кудым-Ош неуязвимый для оружия.

У лопарей лось — тотемное животное. У мари в образе лося предстает один из богов-первопредков. Легенды о выбегающем из леса лосе (олене), приносимом в жертву была распространена у вепсов, коми-пермяков и удмуртов. Именно с лосем/оленем было связано большинство ритуалов охотничьей магии.

Петроглифы Сикачи Аляна
Петроглифы Сикачи Аляна

В мансийской сказке «Отчего у Заца длинные уши?» именно лось является своеобразным хозяином мира, который решает какого зверя чем наградить.

Отдельного упоминания заслуживают находки пермского звериного стиля, где зооморфная фигура человека-лося и вовсе является своеобразной «визитной карточкой».

 Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль

Аналогично широчайшее распространение имеет фигура лося в шаманизме и сибирской традиции. Академик Алексей Павлович Окладников, описывая космологию северных народов СССР, подчеркивает важнейшую роль лося:

"Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа — гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море".

Шаман-лось, гравюра
Шаман-лось, гравюра

Итак, суммируя вышесказанное, можно предположить, что те этносы, которые в бОльшей степени сохранили стиль жизни охотников, нежели земледельцев, сохранили и культ лося. Кроме того, со временем между финно-угорскими и славянскими народами могло произойти своеобразное разграничение тотемов — Лось стал прочно ассоциироваться именно с первыми, а то время как «традиционным» символом славян стал медведь или волк. Использование как бы «чужого» тотема — а именно так стал восприниматься лось в контексте особого его почитания у соседей — стало неуместно.

Рогатый Бог

Наконец последняя версия про феномен «сакрального», но как бы ускользающего Лося, которого обошли молчанием народные сказки и обряды славян, связана с фигурой Рогатого Бога. Подобный персонаж есть практически у всех народов Евразии, а его «следы» сохранились в большинстве индоевропейских языков в виде названий производных от ТУР (а также ВАЛ/ВОЛ).

Подвиги Геракла. Автор неизвестен
Подвиги Геракла. Автор неизвестен

Некоторые примеры:

  • Р.Тура, Туранская низменность, города Туринск и Верхотурье в России;
  • Таврия, Таврида;
  • Озеро Тургояк (Челяб. Обл);
  • Г. Турин в Италии, официальным символом которого является бык;
  • Турция с городом Стамбулом (bull — бык);
  • Немецкая земля Тюрингия;
  • Туркестан;
  • Скандинавский бог Тур или Турс;
  • Тура — имя бога в чувашской мифологии;
  • Thursday — четверг на англ., день почитания Юпитера, который в свою очередь в некоторых легендах представал в образе белого быка;
  • Тура — осадная башня и название одной из шахматных фигур, аналогично в англ. «башня» — tower;
  • БогаТыРь — человек равный по силе богу.

В тем же общим смыслам восходят такие явления как культ быков Аписов в Египте, изображения рогатых египетских богинь (Исида, Хатхор), крылатые быки Ассирии, рогатые шлемы викингов и самураев, легендарный золотой шлем Александра Македонского с рогами, которого на Востоке именовали Искандер Зулкарнайн (т. е. «Александр Двурогий»), индийский бог Индра, изображаемый в образе быка.

Исида /крылатый бык/ шлем самурая
Исида /крылатый бык/ шлем самурая

Очевидно, что чаще всего происходит смысловая привязка к туру — огромному быку, который когда-то обитал по всей Евразии (центральная и южная Европа, Северная Африка, Малая Азия, Индия, Кавказ), но к середине XVII вв был полностью истреблен. Самые последние популяции туров сохранялись в труднодоступных лесах Польши, Литвы и Беларуси, где последний их представитель погиб в 1627 году.

Охота на тура. Автор неизвестен.
Охота на тура. Автор неизвестен.

Именно тур является предком домашней коровы и животной ипостасью того самого Рогатого бога. Однако, очевидно, что смысл образа гораздо глубже, чем примитивное поклонение быку-туру, бык — это лишь его внешнее проявление, некий близкий и понятный образ, связанный с рогами.

Но почему этот бог непременно должен быть рогатым? Тут за разгадкой стоит обратится к образу славянского Велеса, который также рогат. Он — бог-Мудрец, покровитель знаний, магии, зимы, ночи, звезд, луны, холода, стоячих вод, всего скрытого, тайного и непроявленного (а также земледельцев, леса, животного мира, искусств, ремесел и богатства). Причем, часто он выступает как антагонист в дуальной паре с солнечным богом-воином Перуном, который напротив покровительствует всему активному, энергичному, кипучему и яростному — день, солнце, ветер, гроза, ураган, сражения и битвы, воинский долг, честь, слава, физическая сила, тема преодоления и победы. То есть эти два центральных бога славянского пантеона — не что иное, как наделенные чертами людей (или — животных) силы, энергии: активная и пассивная.

Перун / Велес
Перун / Велес

В мире языческого мировоззрения все имеет подобие чему-то. И эти две силы находятся в вечном балансе и противостоянии одновременно: как день и ночь, как лето и зима. Соответственно, если бог активных энергий соотносится с солнцем и указующим на него атрибутом может служить сияние, лучи или нимб вокруг головы, то бог пассивных энергий отождествляется с Луной. Но какой? Не полной — иначе на картине она будет неотличима от солнца, а растущей или убывающей — то есть «рогатой».

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

То есть Рогатый бог — это Лунный бог непроявленных скрытых энергий. И судя во всему с приходом христианства этот образ был демонизирован (отсюда рога у черта, рогатый Бафомет и проч.), так как в новой центричной концепции мироздания не возможна была никакая дуальность, а все связанное с ночью, тьмой и непроявленными силами было однозначно отнесено за черту зла, хотя изначально никто из языческих рогатых богов синонимом зла как такового не являлся. Отрицательную окраску получила и сама идея БОГатства и процветания, которая будучи естественной для языческого мировоззрения (с условием — все в меру и не в ущерб другим жизненным аспектам), стала доведена до крайности и получила ярлык греховного и бездуховного стяжательства.

Но вернемся к животным олицетворяющим этого Рогатого бога. Очевидно, что в каждой конкретной местности люди отождествляли его с тем зверем, рога которого больше всего напоминали серп луны; а если такового не было — то просто с наиболее внушительным и величественным рогатым в данной местности. И если в степных и южных зонах однозначный претендент на эту роль тур, то в северных лесах, где популяция туров не столь велика или вовсе отсутствует, «главный» Рогатый — это лось.

Кстати, подтверждение этому есть в фольклоре у кельтов, где рогатый бог Кернунн или Цернуннос как раз представлен в образе оленя (лося). Причем, совершенно ясно, что по сути это тот же самый бог, ведь кельтский Кернунн — это также лесной бог, покровитель плодородия и животного мира. Почти всегда он изображается с мешком монет (или зерна) и рогом изобилия, то есть как и Велес считался среди прочего покровителем богатства и процветания.

Рогатый бог, на котле Гундеструпа, Национальный музей Дании в Копенгагене
Рогатый бог, на котле Гундеструпа, Национальный музей Дании в Копенгагене

Стоит предположить, что у восточных славян Рогатый бог так же как и у кельтов скорее ассоциировался с лосем, нежели с туром. То есть именно Лось был живым воплощением Рогатого Велеса. Именно поэтому на ночном небосводе ему отведено столь почетное место в созвездии Большой Медведицы (кстати, другое важнейшее для славян созвездие Плеяд также было связано с Велесом, что отражено в названии Волосожары), ведь он и сам Хозяин ночи, пасущий стада звезд. Кстати, в русских загадках звезды почти всегда отождествляются с барашками или другими копытными, которых пасет некий небесный пастух — чаще всего Месяц. А вот в сказках, присказках и приметах напротив — его имя, возможно, не упоминалось вовсе как раз из-за его сакральности — не дабы не упоминать Хозяину не к месту.

Велес, Владислав Дзалба
Велес, Владислав Дзалба

Наконец, обращаясь к самому названию «лось» нельзя не заметить того, что именно эта словоформа используется для придания действиям законченности и завершенности в глаголах: сделалось, подумалось, вспомнилось, свершилось… А значит, вполне возможно, что исконный смысл слова «лось» следует искать где-то в мировоззренческих концепциях наших предков и понятиях круга, бесконечности, вселенской повторяемости всего и вся.

В статье использовались материалы:

1) Борис Рыбаков «Язычество древних славян»

2) М. Э. Рут «Русская народная астрономия», 1987»

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Невероятные факты о русских былинах, которые перевернут ваше представление о богатырях

Чудь белоглазая: что это за народ и куда он исчез. Собрали все легенды, версии и артефакты в одной статье

Оригинал сказки про Репку – загадка над которой бьются уже более столетия. Что это за "ноги"?

Разбор самой загадочной русской сказки - Крошечка-Хаврошечка

Персидская поэма "Искандер-намэ" детально описывает битвы Александра Македонского с русским царем (!) Кинталом - читаем

Малоизвестная версия былины про Добрыню и Тугарина 1778 г., где есть точные привязки к местности и множество невероятных деталей

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"