Найти тему

Фильм "Кардинал Ришелье" 1935 года

Неожиданно для себя узнала о существовании американского чёрно-белого фильма «Кардинал Ришелье» 1935 года по мотивам пьесы Бульвер-Литтона «Ришелье, или заговор». Естественно, я его посмотрела. Заинтересовавшиеся тоже могут без проблем найти этот фильм в сети. «По мотивам» здесь вполне оправдано. Упомянутые мотивы хорошо ощутимы, но в то же время и расхождений с пьесой достаточно. Где-то в лучшую сторону, где-то в худшую.

Сперва Ришелье показан глазами аристократии. Сами понимаете, как они его видят. Такой-сякой, немазаный. Затем глазами двух королей — французского Людовика XIII и шведcкого Густава II Адольфа. И только потом картинка предстаёт уже глазами самого Ришелье. Интересный приём на самом деле.

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"

Касательно существенных отличий с пьесой. Если у Бульвер-Литтона Ришелье показан старой немощью, который держится на одной силе характера (довольно похоже на слова Дюма в «Трёх мушкетёрах» о том, что кардинала принято обычно изображать согбенным больным старцем, который живёт только мощью своего ума), то в фильме "Кардинал Ришелье" его высокопреосвященство бодр, энергичен и, вообще, на нём ещё пахать и пахать, хотя министр уже явно в возрасте. Порадуемся за него.

А вот фамильярность общения Ришелье и Густава Адольфа меня покоробила. Ощущение чего-то не этикетного преследует от начала и до конца сцены. Королю Швеции пришлось во дворце кардинала дожидаться аудиенции, что никого нисколечко не смутило. Потом они с Ришелье смеялись, хлопали друг друга по плечам, трясли руки во время рукопожатий. Ну, в общем... демократия

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"

С другой стороны в пьесе Бульвер-Литтона Ришелье тоже показан настолько крутым, что короли ему — прах земной. Можно считать прямым наследием первоисточника. Если в пьесе происходило состязание во влиятельности и авторитете между кардиналом и королём, то и в фильме Ришелье дерзко в открытую нарушает приказ Людовика XIII, когда того науськали заговорщики. И кардиналу это сходит с рук. Король побесился, побесился да и признал его правоту. В эпизоде, где кардинал отбирал договор заговорщиков с Испанией у Марии Медичи и Анны Австрийской, особого пиетета к королевам тоже не ощущается.

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"

Но когда Ришелье начал тискать в кадре котика, я заранее простила всё. И демократичность, и искажения исторических фактов, и упрощённую подачу контекста. Он этого котика не просто вальяжно поглаживал, он его конкретно так пожмыхал.) Да и вообще, мне доставило массу удовольствия смотреть не только на котика, но и на восхитительную хитрую морду Ришелье.))

Центральная любовная линия пьесы осталась на месте. Правда подопечная кардинала Жюли де Мортемар в фильме превратилась в Леонору де Бризак, а граф де Мопра в Андре де Понса. Не знаю, почему создатели решили поменять героям имена, но суть осталась прежней. Кстати, сюжетная роль Леоноры не показалась мне таким уж покушением на «экологическую нишу» племянницы кардинала мадам д'Эгийон. Дочка верного слуги короны, только-только вышедшая из монастыря, где воспитывалась. Нежности нежностями, но сейчас её сплавят замуж, и миссия кардинала выполнена.

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"

А ещё это всего лишь третий фильм, где я видела Ришелье со шпагой. Первый — это исторический мини-сериал «Ришелье» 1977 года (всем, кто не смотрел, рекомендую), второй — те упоротые «Три мушкетера» 2011 года с дирижаблями. Если знаете другие фильмы, где Ришелье дали подержать в руках обнажённое оружие, скажите мне о них, пожалуйста.

Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"
Кадр из фильма "Кардинал Ришелье"

Ещё кардинал эффектно появляется из тайного хода в разгар козней против себя, рассекает на белом коне в доспехах во главе армии и даже изображает придушенный труп. Заинтриговала? :) Последнее, кстати, также имело место в пьесе Бульвер-Литтона.

А в конце было очень приятно услышать легендарный обмен репликами, когда Людовик XIII пропустил Ришелье вперёд себя (впервые я встретила упоминание этого вроде как имевшего место эпизода опять же у Дюма, в разговоре мушкетёров в «Двадцать лет спустя»):
— Сначала вы, кардинал.
— Только чтобы осветить путь вам, сир.