Они были неудобными, опасными для здоровья и жизни и помогали не всегда. Но у женщин прошлого выбор был невелик.
Изобретение противозачаточных таблеток в 1960-х изменило многое. Их высокая надёжность позволила женщинам наконец взять контроль над зачатием в свои руки.
Но раньше всё было иначе. Вот какие методы нам приходилось применять:
1. Многоразовые презервативы
Люди использовали презервативы как минимум с XVII века — в основном чтобы уберечься от инфекций, передающихся половым путём. Первые презервативы делали из льна или кишок животных.
В 1844 году изобрели синтетический каучук. Всего через несколько лет после этого появился резиновый презерватив. Его промывали и применяли снова. Он был толстый и не особенно удобный.
Латексные презервативы изобрели только в 1930-е годы. Они были тоньше, удобнее и использовались только раз.
2. Губки, пропитанные кислотой
Кислота убивает сперматозоиды. Поэтому одним из традиционных методов контрацепции было введение во влагалище губки, пропитанной уксусом. В начале XX века в продаже появились губки специально для контрацепции. Они содержали спермицид — вещество, разрушающее сперматозоиды.
Контрацептивные губки продаются и в наши дни, но они очень непопулярны, потому что неудобны и неэффективны. Индекс Перля — примерно 12—24%. (Это значит, что из 100 женщин, которые пользуются только этим способом контрацепции, через год забеременеют от 12 до 24. Это очень много. — Лена К.)
3. Диафрагмы и колпачки
Диафрагмы и колпачки изобрели в начале XIX века. Как и презервативы, это барьерный метод; как и губки, их используют со спермицидом. Диафрагму вводят во влагалище перед сексом и оставляют там после него — чтобы спермицид уничтожил сперматозоиды.
В наши дни диафрагмы и колпачки непопулярны. Ими пользуется меньше 1% женщин в мире. Их индекс Перля — примерно 12%.
4. Спринцевание антисептиком
В начале ХХ века женщины для контрацепции промывали влагалище после полового акта, часто с антисептическим раствором. Эффективность была низкой: спринцевание не способно «вымыть» сперматозоиды, которые уже попали в матку. В наши дни медики не рекомендуют спринцевание, потому что оно нарушает естественную среду влагалища.
5. Внутриматочные устройства из шёлковых нитей
Первые внутриматочные устройства для контрацепции выглядели и работали не так, как современные. Ранние методы основывались на (частично верном) убеждении, что любой предмет внутри матки, скорее всего, не позволит оплодотворённой яйцеклетке имплантироваться и развиваться.
В XIX веке для предотвращения беременности использовали пессарии. Вот как они выглядели. Плоская кнопка на одном конце закрывала шейку матки, а два рычага на другом конце находились во влагалище. Разумеется, это было невероятно неудобно для женщин.
Польский гинеколог Ричард Рихтер в 1909 году опубликовал статью о том, как он ввёл в матку пациентки кольцо, свитое из шёлковых нитей. Две выступающие нити позволяли при необходимости удалять его. В 1920-х годах немецкий гинеколог Эрнст Грэфенберг заменил шёлковые нити кольцом из металлического сплава. Вначале кольцо было серебряным, но это оказалось неудачным выбором: тело пациентки впитало серебро, и её десны стали сине-чёрными. Позже исследователи пробовали всё новые материалы и формы, пока не поняли, что медь серьёзно повышает эффективность ВМС.
В 1970-е годы в США было около 70 видов внутриматочных устройств. Одна из этих спиралей — печально известная Dalkon Shield («Щит Далькон») — оказалась опасна для здоровья и жизни. [Пористая нить спирали, свитая из нескольких нитей, позволяла бактериям попадать внутрь матки + сама понемногу разрушалась внутри тела. Женщины заболевали и погибали. — Лена К.]
Современные внутриматочные спирали полностью находятся в матке. Они либо состоят из меди, либо содержат медленно высвобождающийся прогестерон или левоноргестрел (искусственный прогестерон).
Современные спирали намного безопаснее и эффективнее своих предшественниц. Инфекции, вызванные ВМС, встречаются редко, но всё же встречаются, особенно в первые несколько недель после введения. Индекс Перля современных гормональных и медных ВМС — менее 1%.
Этот текст написала Сьюзан Уокер, перевела и пересказала Лена Климова