Найти в Дзене

"Почему мы любим: Природа и химия романтической любви" Хелен Фишер. Впечатления от прочтения книги

Дата первой публикации: 2004 год // Время чтения: 5 часов 23 минуты
Дата первой публикации: 2004 год // Время чтения: 5 часов 23 минуты

Примечание: возможны спойлеры

Не так давно как раз размышлял на тему романтических и сексуальных отношений (вдруг вспомнились пары по сексологии с университетских времён), думая, что нужно бы почитать какую-нибудь литературу на эту тему, а тут мне на глаза попался набор из четырёх книг на подобную тему, причём по весьма неплохой цене, и я его купил, не задумываясь. И вот первая из этих книг "Почему мы любим" Хелен Фишер, как пишут она является профессором антропологии. Хотя сразу стоит оговориться, книга эта скорее отвечает не на главный вопрос в названии, а рассказывает о том, что приписано после него, то есть про природу и химию романтической любви. В целом, если от этого чтива не ждать чего-то конкретного и серьёзного, то книга выходит не такой уж и плохой.

Но сперва нужно сделать небольшое отступление, так как в этом вопросе моё мировосприятие сталкивается с мировосприятием автора, что может привести к казусу. А всё дело в терминологии. Я очень чётко разделяю два понятия: любовь и влюблённость. Любовь для меня общее понятие, потому что мы его много где в речи применяем. Мы можем говорить как о романтической любви, о товарищеской любви, о детско-родительской любви, так и о любви к предмету. Можно сказать, что "Я люблю жену", "Я любою родителей" или "Я люблю шоколад" (но никто не говорит, что он влюблён в шоколад или родителей). В данном случае примеры будут не равнозначными, но у этого "люблю" будут общие свойства. Когда я использую термин "любовь", то я всегда подразумеваю, что объект моей любви выделяется среди всех прочих, также это говорит о глубокой привязанности и симпатии к этому объекту. А когда же я использую термин "влюблённость", то я его не приравниваю к термину "любовь". Влюблённость, для меня, — это чувство (или комплекс чувств), которое имеет ряд определённых признаков (прилив энергии, концентрация внимания на объекте влюблённости, навязчивые мысли о нём, возвеличивание его, неконтролируемость данного чувства и т. д.) и имеет ограничение по времени действия (автор указывает на продолжительность 12-18 месяцев [с. 49], хотя и с оговоркой, что точно этого никто не знает и имеют место быть индивидуальные особенности) как любое другое чувство (как тоже самое чувство горя, которое имеет свои отличительные признаки и переживается в течении года). Другими словами, в моём представлении, влюблённость можно обозначить как пылкие неконтролируемые чувства в начале отношений, а любовь приходит уже после них, когда они стихают, и нам уже требуется не страсть и буря чувств, а единение с партнёром в отношениях, когда мы формируем глубокую привязанность к нему, основанную не только на безудержной страсти и обилии эмоций. И это я всё говорю к тому, что в самой книге эти понятия меня немного путали. Автор, конечно, также как и я делает разграничения между этими понятиями. Вот только "любовь" в моём понимании она обозначает как "привязанность", и то лишь в середине книги, а чувство "влюблённости" она называет как угодно — и любовью, и влюблённостью, и страстью, и т. д. Поэтому порой бывает очень странно читать в книге о том, что животные испытывают любовь или что про любовь говорят лишь как о пылких чувствах и более ничего. Здесь, конечно, могут быть и языковые ограничения, и трудности перевода, но дальше я буду писать, говоря о книге, про эти термины в своём понимании.

Фишер Х. Почему мы любим: Природа и химия романтической любви / Хелен Фишер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 414 с. — (Серия Alpina Popular Science). ISBN 978-5-91671-861-4
Фишер Х. Почему мы любим: Природа и химия романтической любви / Хелен Фишер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 414 с. — (Серия Alpina Popular Science). ISBN 978-5-91671-861-4

Теперь же к самому произведению. Одно обозначить можно точно: если вам нужна книга, которая бы отвечала конкретно на какой-либо вопрос о "романтической любви" (влюблённости) или раскладывала бы всё по полочкам прямиком из научных исследований, то данная книга мало чем сможет помочь. В целом здесь показаны именно общие представления о чувстве влюблённости. И если вы когда-нибудь на собственном опыте переживали влюблённость, то кардинально новой информации книга точно не даст, лишь можете сопоставить свой опыт со структурированной информацией автора.

Сама автор проводит исследование в виде опроса влюблённых, чтобы подтвердить универсальность выделенных признаков влюблённости, и в виде сканирования мозга при помощи МРТ, чтобы собрать данные о работе мозга и химических процессах в нём во время влюблённости. Таким образом на фоне этого исследования (которое почему-то на момент написания книги не было окончено — часть про отвергнутую любовь, — тогда спрашивается: зачем писать об этом книгу???) мы получаем рассказ об эволюционной точке зрения того, как формировалось чувство влюблённости, о работе нашего мозга и химических процессах во время влюблённости, и о такой социально-культурологической стороне влюблённости, где это чувство рассматривается во времени (были ли различия тысячи лет назад, на основе культурных памятников) и где описываются его основные социальные элементы (сами отношения, расставания, возможность повлиять на влюблённость и т. п.). И, как я уже говорил, искать здесь каких-либо однозначных ответов не приходится: гипотезы, теории и предположения — это основа всего рассказа, о чём автор и сама говорит.

-3

И можно пройтись немного по содержанию книги. Сперва автор приводит основные признаки и свойства влюблённости. Особая значимость партнёра, концентрация внимания на возлюбленном, возвеличивание объекта влюблённости, навязчивые мысли о партнёре, сильный поток эмоций, прилив энергии, перемены настроения, стремление к эмоциональному единению, восприимчивость по отношению к возлюбленному, смена приоритетов, эмоциональная зависимость, повышенная эмпатия по отношению к партнёру, барьеры, которые распыляют страсть по отношению к объекту влюблённости ("эффект Ромео и Джульетты"), надежда, даже если всё не скалывается, сексуальная связь, сексуальная верность, ревность, неконтролируемая страсть, мимолётность (временность чувства). Вот все основные признаки влюблённости, которые отмечает автор. Ещё интересно, что в ходе своего исследования, автор пришла к выводу, что эти признаки действительно универсальны и не зависят от возраста, пола, расы, ориентации, религии и национальности, лишь небольшие различия могут быть в культурном плане и то, это лишь касается проявления признаков влюблённости (автор приводит пример с японцами, которые в отличии от американцев, в большей степени бояться что-то не то ляпнуть в разговоре с возлюбленным).

Дальше автор переходит к животным, задаваясь вопросом: а могут ли они любить? Как я уже говорил ранее, здесь речь идёт скорее о влюблённости, о, возможно, чувстве, хоть и не таком полноценном как у человека, которое могут испытывать животные. И на основе того, что приводит автор, можно даже согласиться о наличии у животных подобного чувства или чего-то подобного, так как очень много схожих примеров в животном мире присутствует сродни влюблённости, хоть и в обрезанном его состоянии. Но необходимо и акцентировать внимание на том, что автор всё описанное слишком уж романтизирует, приписывая порой животным и не только больше осмысленности и "человечности" в их поведении. Например, говоря о интимности и нежности, упоминая тараканов, которые поглаживают усики друг друга [с. 70]. И также можно отметить, что в большинстве случаев подобное объяснение лишь предположения и не более того.

-4

Следующее, о чём ведёт речь автор, — это "химия любви". То есть она пытается построить рабочую гипотезу относительно того, как чувство влюблённости работает в нашем мозгу и за счёт чего конкретно. Автор выделяет три основных нейромедиатора. Дофамин — ответственные за очень много во влюблённости (концентрация внимания, мотивация, достижение цели, настойчивость, эмоции, зависимость и т. д.). Норадреналин — ответственный за возбуждение, всплеск энергии и усиленной памяти о возлюбленном. И серотонин — низкий уровень которого способствует навязчивым мыслям о возлюбленном. Также в ходе эксперимента с МРТ автор предполагает локализацию чувства влюблённости: хвостатое ядро и вентральная зона покрышки (основа системы вознаграждения). Также есть предположение о изменении чувства во времени, когда в поздние периоды (тут говорится про 2 года) активность мозга проявлялась ещё в передней поясной коре и островковой области. То есть по большому счёту ненужная информация для массового читателя, тем более состоящая больше из гипотез и предположений с кучей оговорок, чем реально обоснованных фактах.

Дальше там про вожделение, романтику и привязанность. Всё это подвязывают также к химии нашего организма — к гормонам. За вожделение отвечает тестостерон. А за привязанность (то, что в моём понимание можно назвать любовью) — вазопрессин (ответственный за "отцовский инстинкт") и окситоцин (привязанность матери к младенцу, а также отвечает за привязанность между мужчиной и женщиной). Ну а дальше там о том, как это всё вместе стыкуется, то есть про сексуальные отношения, романтику и любовь в целом.

-5

Потом рассматривается вопрос о выборе партнёра. То есть как, при каких обстоятельствах и почему. Кого выбирают женщины, Кого выбирают мужчины. Такие обобщения по различным исследованиям. Мужчины выбирают молодых и красивых, а женщины — богатых и успешных. И завязано это на продолжении рода.

Дальше идёт эволюционная точка зрения на формирование влюблённости. Ничего такого, просто о том, как предположительно могло сформироваться то чувство влюблённости у нас, которое мы имеем. Единственная мысль, которая меня заинтересовала, это то, что мы должны быть благодарны прямохождению за моногамию. Когда произошёл переход с ходьбы на четырёх конечностях к двум, то матерям пришлось туго, так как раньше они носили детёнышей на спине и были подвижны, могли себя обеспечить или защитить, а, передвигаясь на двух конечностях, младенца приходилось носить в руках, из-за чего они подвергались опасности и не могли добывать пищу. И мужчинам в данном случае выгоднее было помогать матери с ребёнком, чтобы ДНК продолжило существовать, и быть именно с одной самкой, так как целый гарем в таком случае не прокормишь и не обезопасишь. Забавная теория.

А последние главы про отверженность с попыткой объяснить почему мы испытываем подобные чувства в виде гнева и депрессии, со стадиями переживания отверженности и к каким порой неприятным последствиям эти чувства могут нас привести. Про сохранение отношений, где рассматриваются вопросы как пережить расставание и тут влюблённость рассматривают как наркотик с советами по типу 12 шагов из АА или приёма антидепрессантов; как начать заново влюбляться; и как продлить страсть в отношениях. И последняя глава совсем ни о чём — разглагольствования о современности и любви в ней.

В общем, если ничего от книги конкретного не ждать, то в целом она окажется весьма занятной. Какое-то общее представление о любви и влюблённости сформировать сможет, хоть и без особой конкретики и фактов. Лёгкое и быстрое чтиво на пару вечеров.

Дневник человека. Четыре стены и мысли