В 1673 г. в городе Мулене во Франции в семье обычных прачки и сапожника родилась девочка, которой было суждено стать одной из самых известных авантюристок мира. Родители новорожденной малышки дали ей имя Марии. Отец Марии был человеком очень небогатым. Поэтому в детстве девочке пришлось пережить множество лишений.
Когда Мария выросла, она решила, что обязательно добьется счастья, богатства и удачи. Однажды молодая девушка собрала свои вещи, попрощалась с родителями и покинула Мулен навсегда. Мария направилась в Париж, где в последующем ей действительно удалось стать богатой и знаменитой.
Хозяйка игорного дома
Чем конкретно занималась Мария несколько лет после приезда в Париж, осталось неизвестным. С большой долей вероятности дочь сапожника стала куртизанкой, то есть женщиной, жившей на содержании у богатых поклонников. В любом случае, еще в возрасте менее 30 лет, бывшая провинциалка-оборвашка приобрела игорный дом, расположенный на улице Мазарини и превратилась в состоятельную женщину.
Поскольку Мария была привлекательной девушкой - миниатюрной блондинкой с голубыми глазами, завсегдатаи ее заведения дали ей достаточно милое прозвище. В Париже Марию все знали под именем Марии Пети (Пти), что означало Мария-пташка или Мария-малышка.
Знакомство с послом
Заведение Марии было очень популярно в Париже, и его посещали многие влиятельные и богатые люди того времени. В 1702 г, когда Пети исполнилось 30 лет, она познакомилась с Жаном-Батистом Фабром, приближенным короля Людовика XIV, недавно назначенным послом в Персию. Как именно произошло знакомство хозяйки игорного дома и блистательного придворного, осталось неизвестным.
Некоторые исследователи считают, что Фабр был соседом Марии, и его дом располагался неподалеку от ее заведения. Но большинство историков все же уверено, что знакомство произошло непосредственно в самом игорном доме, в котором будущий посол, наверняка, был завсегдатаем.
К моменту знакомства с Марией Фабру уже перевалило далеко за 50, но он все еще вел довольно-таки разгульный образ жизни. Когда Фабр хвалился хозяйке игорного дома о том, что его назначили послом в Персию, он, помимо всего прочего, поделился с ней и своей печалью. Оказалось, что, играя в заведении Марии, Фабр поиздержался, и теперь на поездку ему не хватало денег.
Договор
Мария была женщиной расчетливой, но Жан-Батист ей очень нравился. К тому же в голову Пети пришла интересная идея. Мария сказала Фабру, что даст ему нужную на поездку сумму и даже заплатит по счетам его кредиторам. Но при этом Пети выставила поклоннику условие – Жан-Батист должен взять ее с собой в Персию.
Возможно, просьба Марии и удивила Фабра, но, подумав, он согласился. Взяв в поездку Пети, он ничего не терял. При этом хорошенькая хозяйка игорного дома могла бы скрасить его долгое и скучное путешествие на Восток.
Получив согласие Фабра, Мария продала свой игорный дом, сняла все сбережения и ссудила поклоннику 8 тыс. ливров (около 44 млн современных рублей) на поездку. Также Пети оплатила долги Жана-Батиста на сумму в 2 тыс. ливров (примерно 11 млн рублей).
Для чего Пети понадобилось бросать свое прибыльное дело в Париже и отправляться на другой конец света, так и осталось неизвестным. Исследователи считают, что, возможно, Марии просто надоел ее беспокойный бизнес, и она решила поискать на Востоке какие-нибудь другие, возможно, более прибыльные пути для торговли и заработка.
Женщина на корабле
Как бы там ни было, на второй день весны 1705 г. 32-летняя Пети, переодевшись в мужскую одежду, вместе с Фабром взошла на борт корабля «Тулуза», отправлявшегося на Восток. Как только судно отошло от берегов Франции, Мария вновь переоделась в свое платье и очень развеселила команду, внезапно появившись из каюты Фабра в своем обычном виде.
Проведя в море больше месяца, «Тулуза» прибыла в Александрию, откуда путешественники отправились в Алеппо. Ехать в Алеппо Марии, однако, было достаточно опасно. Если бы жители города узнали о том, что французский посланник привез к ним с собой девицу, которая не была его женой, они бы крайне этого не одобрили.
Чтобы обезопасить себя, Фабр и Пети, поэтому пошли на хитрость. Когда французское посольство прибыло в Алеппо, Жан-Батист представил Марию как жену главного мажордома своей свиты, господина дю Амеля. Жители города поверили в эту ложь и приняли путешественников со всем радушием.
Очарованный правитель
После Алеппо Фабр и Пети отплыли в Константинополь, а затем отправились в Ереван. Однако, приехав в этот город, они узнали, что местный правитель Абдельмассин ненавидит французов. Посольская миссия оказалась под угрозой. Несчастный Фабр не знал, что и делать.
Людовик XIV приказал послу наладить отношения с Персией во что бы то ни стало. Франция, по мнению короля, должна была начать торговлю с этой страной раньше Англии и Голландии. Армянский правитель же никак не хотел способствовать французским послам налаживать отношения с персидским правителем. Абдельмассин отказался пропускать послов через свою территорию.
Миссия Фабра оказалась под угрозой. Слушая жалобы Жана-Батиста, Мария, однако, велела ему успокоиться. Надев свое самое красивое и лучшее платье, Пети отправилась прямиком во дворец Абдельмассина и соблазнила его. Восхищенной эффектной красавицей, восточный правитель вскоре оказал французскому посольству самый радушный прием. Жан-Батист получил пропуск в Персию в Исфахан, что позволяло продолжить посольскую миссию.
Если бы не возраст посла, в дальнейшем, возможно, все бы окончилось быстро и хорошо. Фабр бы встретился с шахом, а потом вместе с Марией вернулся во Францию. Однако, когда посольство только собиралась отбыть из Еревана и взять курс на Исфахан, Жан-Батист простудился на охоте и очень сильно заболел. Уставший за время путешествия организм посла не справился с недугом, и летом 1706 г. Фабр скончался.
Самозванка
Уход Фабра в мир иной нарушил все планы посольства. Расстроенная Мария была готова впасть в панику. Куртизанка совершенно не представляла себе, как ей поступить дальше. Возвращаться во Францию к разбитому корыту Пети, конечно же, не хотелось. Игорного дома у нее больше не было, а занятые Жаном-Батистом деньги ей вряд ли бы кто-то когда-нибудь вернул. Поэтому, подумав, Мария решила во что бы то ни стало продолжить свое путешествие в Персию.
Пока она сидела рядом с бездыханным телом Фабра, ей в голову пришла очень дерзкая идея. Обыскав костюм скончавшегося воздыхателя, Мария нашла ключи от всех его секретных шкатулок. В одной из шкатулок она обнаружила и то, что искала - документ с печатью Людовика XIV, доказывающий то, что его предъявитель является послом Франции в Персию. Эта бумага давала Пети шанс.
Показав документ посольской свите, Мария объявила, что отныне она берет обязанности скончавшегося посла на себя. Совершив такой самовольный поступок, Пети также предупредила свиту, что вскорости они отправятся в Исфахан, чтобы продолжить миссию, встретиться с шахом и закончить задание, данное Людовиком XIV.
Противодействие священника
Планам Марии в последующем попытался помешать глава христиан в Персии – священник Пиду де Сен-Олон. Узнав о том, что Пети без разрешения короля взяла на себя обязанности посла, он решил во что бы то ни стало остановить ее.
Священник написал письмо правителю Тебриза, через который проходил путь в Исфахан, в котором сообщил о том, что Мария – самозванка. В своем послании де Сен-Олон просил правителя задержать авантюристку при проезде через город и уверял его в том, что послом теперь может считаться исключительно племянник Жана-Батиста – юный Жозеф Фабр. Конечно же, о поступке Марии священник написал и во Францию.
Возможно, Сен-Олон и добился бы своей цели, и Марии пришлось бы вернуться на родину, но так просто сдаваться куртизанка не собиралась. Узнав о том, что Сен-Олон пытается вставить ей «палки в колеса», Пети решила заручиться поддержкой влюбленного в нее Абдельмассина. Влиятельный правитель согласился помочь Марии и посодействовал тому, чтобы персы признали ее официальной посланницей Людовика. Связавшись с Тебризским правителем, Абдельмассин уговорил его пропустить посольство Пети в Исфахан.
Посланник Мишель
Казалось бы, Мария одержала победу и могла теперь с легкой душой отправляться к шаху. Однако на ее пути возникло еще одно препятствие.
Во Франции у Жана-Батиста Фабра был давний враг, старавшийся подсидеть его – вельможа де Ферьоль. Этот вельможа долгое время хотел назначить на место посла в Персию своего человека. Узнав о кончине Фабра, он решил, что пришла пора действовать.
Позвав к себе одного из своих приближенных - некого Мишеля, он сказал, что поручает ему важную миссию. Дворянин должен был отправиться в Персию, задержать самозванку Марию и встретиться с персидским шахом вместо нее.
С собой в дорогу де Ферьоль дал Мишелю сопроводительное письмо, в котором говорилось, что он может выступать в качестве французского посла. Во Франции Ферьоль занимал очень высокую должность. Но все же назначать послов права он не имел. Делать это мог только сам Людовик XIV.
Встреча двух "послов"
Мария в свою очередь после Еревана отправилась в Нахичевань. Здесь-то ее и догнал посланный Ферьолем Мишель. Если бы прибывший посланник повел себя спокойно и корректно, возможно, Мария уступила бы ему, передала обязанности, и дело закончилось бы миром.
Однако, встретившись с Пети, Мишель сделал очень грубую ошибку. Явившись в резиденцию Марии и не обратив внимание на то, что там как раз находились люди Абдельмассина, он начал кричать на авантюристку и обзывать ее мошенницей.
То что какой-то француз обвиняет Марию в подлоге, привело присутствующих в комнате гостей в ярость. Оскорбляя Марию, Мишель, по сути, оскорбил самого Абдельмассина. Ведь правитель уже признал полномочия Пети в качестве посла.
Причинять какого-либо вреда французскому посланнику люди Абдельмассина не стали. Но когда из Исфахана наконец пришло приглашение, послом к шаху отправилась Мария. Слово Абдельмассина оказалось решающим. Мишелю пришлось уехать восвояси.
Встреча с шахом
Таким образом Мария достигла своей цели и в конечном итоге предстала перед шахом Персии в качестве французского посла. Получив в Исфахане аудиенцию персидского правителя, она преподнесла ему богатые дары Людовика и в подробностях рассказала о том, как живут простые люди и правители в Европе.
Пообщавшись некоторое время с Марией, шах Персии, как и Абдельмассин когда-то, попал под влияние ее чар. Некоторые историки считают, что, если бы с правителем встретились Фабр или Мишель, французская миссия по налаживанию торговли была бы провалена. Однако Марии удалось выполнить задание Людовика как нельзя лучше. Соблазнив шаха, она уговорила его заключить с Францией самое выгодное торговое соглашение.
Ожидать официального подписания этого соглашения Мария осталась в Исфахане. Во Франции ей по-прежнему делать было нечего. В Персии же она буквально купалась в роскоши. Влюбленный шах подарил ей на территории города целый дворец, в котором у нее было множество слуг и собственная охрана.
Отъезд на родину и арест
Возможно, Пети так и осталась бы в Персии до конца жизни. Но через некоторое время выяснилось, что климат этой страны не подходит француженке. Мария начала часто и сильно болеть. Поняв, что жаркий климат восточной страны в конечном итоге добьет ее, Пети приняла нелегкое для себя решение. В один прекрасный день она села на корабль и отправилась на родину.
Хотя ее миссия и окончилась успешно, Мария не знала, как к ее самовольному поступку отнесется король Людовик XIV. Поэтому в поездке во Францию она очень переживала. И беспокойство куртизанки оказалось не напрасным.
Довольный тем, что Франция в восточной торговле теперь может конкурировать с Голландией и Англией, Людовик поначалу никак не наказал Марию за самоволие. Однако при французском дворе у Марии нашлись влиятельные враги.
Обойденный Пети в поездке Мишель, решил отомстить ей. Вскоре после приезда куртизанку арестовали по клеветническому обвинению в том, что она присвоила часть подарков Людовика шаху себе. Пети посадили в холодную сырую камеру и приступили к допросам. Следователи требовали от куртизанки, чтобы она призналась в том, что раздавала подарки короля своим воздыхателям.
Неизвестно, чем бы закончилось дело, но в конечном итоге Мария была оправдана. Куртизанку выпустили на свободу и в последующем она прожила несколько лет в Париже в спокойствии и не привлекая к себе лишнего внимания.
"Профилактическая беседа"
Подписанием торгового соглашения успех миссии Марии, однако, не закончился. Шах Персии решил, что ему также неплохо бы послать свое посольство во Францию. Таким образом, Франция стала первой в Европе страной, в которую приехали персидские послы.
Узнав о том, что шах прислал посольство к ней на родину, Мария очень обрадовалась. Одевшись в свои лучшие наряды, она решила навестить прибывших персидских вельмож, с которыми была знакома лично.
Однако, какая-то там куртизанка, по мнению людей короля, не могла встречаться на равных с послами восточного правителя. Марию успели перехватить по дороге в посольство, и с ней была проведена «профилактическая» беседа. Люди короля категорически запретили куртизанке встречаться с персами.
Точных сведений о том, что случилось с Пети в дальнейшем, к сожалению, не сохранилось. Считается, что в последующем Мария несколько лет прожила в одиночестве и в конечном итоге, заболев, покинула этот свет еще совсем молодой.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской.