13 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Зои Анатольевны Космодемьянской, героини Великой Отечественной войны. Послевоенное поколение детей и молодежи воспитывалось на примере этой девушки, принявшей страшную смерть.
В детстве я неоднократно читала «Повесть о Зое и Шуре», которую написала, Любовь Тимофеевна Космодемьянская, мать двоих детей, ставшими Героями Советского Союза посмертно. Зоя Космодемьянская была первой женщиной, получившей Золотую Звезду Героя Советского Союза.
В повести Любовь Тимофеевна рассказывает подробнейшим образом о жизни своих детей, буквально с их первых шагов. Вспоминает, как росли Зоя и сын Александр, которого в семье все звали Шура; как учились ходить, читать, познавать окружающую жизнь.
Вокруг была Москва, в которую семья переехала в 1930 году.
Любовь Тимофеевна с мужем работали, она в школе учителем, он в Темирязевской академии. Женщина пишет, как Зоя серьезно относилась к обязанностям старшей сестры.
Родители целый день на работе, потом проверка тетрадей и подготовка к урокам. Каким счастьем было для Зои и Шуры возможность провести с родителями выходной день, как ждали они вечернего времени, чтобы рассказать отцу, что видели, что читали в прошедшем дне.
Лампа освещает только стол, вокруг которого мы сидим; а вся комната — в полутьме. Поскрипывает стул под Шурой, шуршат листы альбома. Зоя рисует дом с высокой зеленой крышей. Из трубы идет дым...Так мы сидим, занимаемся каждый своим делом и ждем, когда Анатолий Петрович скажет:
— Ну, а теперь отдохнем! Это значит, что сейчас мы все вместе во что-нибудь поиграем...
Пусть такие вечера выдавались редко, но они освещали нам все остальные дни, о них с удовольствием вспоминали.
Внезапно, в 1933 году Анатолий Петрович Космодемьянский умирает. Зоя очень тяжело переживала смерть отца и стала еще более серьезной и ответственной.
В школу Зоя и Шура пошли одновременно, хотя мальчик был на 2 года моложе сестры, но дети были так близки, что невозможно было их разлучить. Так и учились до окончания школы вместе.
Читая книгу, понимаешь, что то время, время челюскинцев, время славы и восхищения В.Чкаловым и военными, чтение книг о мужественных людях – все это воспитывало довоенное поколение детей и молодежи особым образом. Зоя, уже старшеклассницей, после болезни менингитом, познакомилась в санатории с А.Гайдаром, книги которого были очень любимы в семье. Молодежь того времени жаждали подвигов. (Об этом мы читаем у В.Каверина и многих других советских писателей).
Ничего удивительного в том нет, что только окончившая школу Зоя, в 1941 году записывается добровольцем в разведывательно-диверсионную часть. После ускоренного курса, когда немцы подступают к Москве, девушка уже в отряде. Но 28 ноября в ходе задания, в деревне Петрищево восемнадцатилетняя разведчица была схвачена гитлеровцами. Зою подвергли страшнейшим пыткам и 29 ноября казнили. В феврале 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк П.Лидова «Таня». И только тогда мать с сыном узнают, что Таня – это их Зоя.
Шура тоже ушел на фронт добровольцем, стал танкистом, дошел с боями до Кенигсберга, где был убит 13 апреля 1945 года. Совсем чуть-чуть не дожил до окончания войны. Ему тоже было присвоено звание Героя Советского Союза.
Любовь Тимофеевна будет жить воспоминаниями о своих детях. В 1949 году выйдет «Повесть о Зое и Шуре». Женщину будут приглашать на бесконечные встречи: в школы, училища, на заводы и фабрики, в воинские части и на военные корабли,чтобы она рассказала о своих детях-героях. Книгу переведут на множество языков.
Однажды, когда я вынимала из ящика газету, к моим ногам упало несколько писем. Я подняла их и развернула первое попавшееся — чуть потертый на сгибах фронтовой треугольник без марки.«Дорогая мать...» прочла я — и заплакала.
До конца жизни матери Зои и Шуры будут приходить мешками письма.
7 мая 1978 года Любови Тимофеевны не станет, похоронят ее рядом с детьми на Новодевичьем кладбище.
Писать эту книгу мне было и радостно и горько. Я вспоминала прошлое — и мне казалось, что я снова качаю колыбель маленькой Зои, снова держу на руках трехлетнего Шуру, снова вижу их вместе, моих детей, — живыми, полными надежд. Но чем меньше остается рассказывать, тем мне тяжелее, тем зримее близкий, неотвратимый конец, тем труднее находить нужные слова...
Позже уже стали открыты сведения о семье Космодемьянских, конечно, старожилы д.Осиновые Гаи Тамбовской области этому не удивились, но большинству было неизвестно, что отец Зои и Шуры - Анатолий Петрович был сыном священника, убитого в 1918 году. Позже, в конце 20- х годов, боясь репрессий (по другой версии – отправлены в ссылку), Космодемьянские уехали из Тамбовской области в Сибирь. А уже из Сибири, в 1930 году семья переехала в Москву к родственникам Любови Тимофеевны.
Историю Зои Космодемьянской знали все советские школьники и очень было больно слышать и читать, когда в 90-е годы начали оспаривать подвиг этой восемнадцатилетней девушки. Критиковали и книгу. Но время все расставляет на свои места и думаю, что жизнь Зои и Шуры Космодемьянских достойна памяти и уважения.
А 9 мая я стояла у своего окна и смотрела, как текла мимо людская река: шли дети и взрослые, все — как одна семья, ликующие, счастливые. День был такой яркий, такой солнечный!..
Мои дети уже никогда не увидят ни голубого неба, ни цветов, они никогда больше не встретят весну. Они отдали свою жизнь за других детей — за тех, что шли в этот долгожданный час мимо меня.
А вы читали "Повесть о Зое и Шуре"?