Несмотря на то, что в Томске меня нет, мне удалось заочно взять интервью у главного редактора издательства Ad Marginem Михаила Котомина в рамках ярмарки «ТОМ». Спасибо организаторам, которые посодействовали и все записали! Я не успела собрать вопросы с читателей, так что рассказал он только о том, что интересовало меня. Надеюсь, вам тоже интересно именно это.
Кратко об издательстве – ему вот-вот исполнится 30 лет. Ежегодно выходит сравнительно немного книг – 35-50 новых наименований, и все они отдельного жанра, о котором расскажет сам Котомин. Я бы сказала, что это особенные книги, отобранные с определенным чувством стиля. У каждого экземпляра, как мне кажется, определенная аудитория. Это те издания, которые стоит читать как угодно, но точно не на бегу.
– Ваше издательство независимое, выпускает нон-фикшн литературу. Эта стратегия выглядит удивительной – даже Альпина открыла раздел прозы. Некоторые книги совсем дешевые, с ходу наткнулась в каталоге на 256 страниц в твердом переплете за 200 рублей. Как вам удается держаться на плаву?
– Мы очень древнее издательство, пережили кучу кризисов. Дешевые у нас книги прошлых лет. Мы не уничтожаем тиражи, продолжаем продавать книги по тем же ценам, за которые они были произведены. Кстати, если говорить о жанрах, то книги Ad Marginem – это что-то перпендикулярное жанрам фикшн или нон-фикшн. Все эти жанровые классификации носят скорее маркетологический характер, чтобы магазины понимали, куда им книгу поставить, на какую полку.
– Ваши книги выглядят так, что не каждый рядовой читатель сможет их понять. Кажется, что основная целевая аудитория – люди весьма и весьма интеллектуальные. Каким вы сами видите своего читателя?
– Это городская публика, открытая новому, готовая экспериментировать, узнавать что-то новое.
– Сколько человек работает в редакции? И как часто привлекаете людей вне штата?
– Редакция – понятие очень растяжимое после ковидных времен. В чате издательства 18 человек, кто-то работает удаленно, кто-то в офисе. И я говорю о сотрудниках, начиная от склада, продвижения, смм, секретарей до редакции. Но это количество не включает переводчиков, дизайнеров, это всегда аутсорсинг.
– Сколько примерно книг у вас выходит в год?
– У нас выходит около 60 тиражей, но примерно половина – допечатки книг, которые находятся в продаже. Новых книг в разное время от 36 до максимум 50.
– Расскажите об отборе книг для публикации. Есть ли у вас самотек или в основном сами находите авторов тем или иным способом?
– У нас есть конкурс, который касается нашего направления А+А. В Ad Marginem отбирают два издателя: Александр Иванов и я. Александр философ по образованию, а я филолог. Поэтому у нас негласные два плюса: его больше привлекают аналитические тексты, а меня перформативные, хорошо написанные. Но это все может пересекаться. Мы работаем на территории пересечения разных жанров.
– «100 причин, почему плачет Лев Толстой» – это было смело (вышло в проекте А+А). Хорошо рекламировалось и, судя по выставкам, хорошо покупалось. На какие еще эксперименты вы шли или планируете пойти?
– Издатель не может заказать гениальный текст. Издатель может создать только атмосферу, экологию, в которой может что-то родиться. Мы ждем отечественных авторов. Ждем, что начнется творческое освоение реальности, которое было несколько раз. В первой половине двухтысячных мы издавали много творческой нашей литературы, потому что в обществе был такой настрой. Люди интересовались тем, что за окном, верили в будущее, была какая-то энергия. Я надеюсь, что это повторится. Сейчас мы переживаем крушение старых форм, а любое крушение высвобождает пространство для нового. Мне кажется, мы живем в эпоху радикальных перемен. Тут важно держать форточки и глаза открытыми.