Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/ZP7oV6V4_EXHMx9u
С первого дня работы в зоопарке Анна Николаевна погрузилась в другой, совершенно неведомый для неё новый мир.
Она стала свидетелем того, как её коллеги своим трудом ежедневно спасают десятки живых существ от холода, голода, скуки и самоотверженно стараются поставить зоопарк «на ноги».
Несмотря на довольно серьезную ситуацию в целом (проблемы с кормами, опасные условия, тяжелый физический труд) сотрудники всё равно старались относиться к своей работе с большой долей иронии.
Потому что для тех, кто остался, это было делом всей жизни.
Люди не впадали в отчаяние и много шутили.
По любому поводу в вольерах, где производилась уборка или шла обработка — почти всегда был слышен смех персонала. Это нравилось животным и даже в каком-то роде ограждало их от депрессии.
Бесконечный бой за их жизни задавал особый ритм.
Вверенная заботам Анны Николаевны тигрица отнимала у неё всё свободное время.
Её звали Стефания или просто Стеша.
Тигрица ждала первых котят, но ходила тяжело.
В зоопарке не было мяса.
— Кормить н-н-нечем...— с этой полной тотальной обречённости фразы тихо промолвленной директором, начиналось каждое плановое совещание.
— В н-н-н-наличии только хвосты и губы. П-п-п-плохо, товарищи, очень п-п-п-лохо. Но не смертельно! Мы из них к-к-кашу будем варить. Обещали нам ещё двадцать килограммов ушей п-п-подать. Товарищ мой институтский выручит. Он сейчас главный инженер на мясоперерабатывающем комбинате. Увы, кроме ушей больше пока ничего не обещал.
— Ну, это все равно мясо, хрящи! Продержимся, Антон Павлович, — спешил ободрить генерального коллектив, пока тот в порыве страстной речи не увеличил частоту заиканий.
— А медведям ушей достанется? Резонно заявляю, что последнюю неделю мы их кормим только одними батонами с яблочным пюре. Ну, это не дело совсем!
— Так, так, так — оживился зал. — А почему обезьяны пюре не видели? Им что, жить надоело?
— Вопрос не к нам, — отозвалась кухня. — Яблок свежего урожая ещё не было. Старого и подавно не осталось.
— Тихо коллеги, скромнее нужно быть, скромнее. Яблочное пюре от "любимой" тёщи. Привезла внукам полакомится. Я спросил сколько ещё осталось? Она была к такому напору не готова и невнятно ответила, что до следующего сезона нам всем её домашних заготовок хватит.
— Поторопилась, поторопилась— одобрительно закивал зал.
— А в позапрошлые выходные я мотнулся ей крыльцо поправить, а заодно вывез из подпола всё, акромя двух мешков с картошкой. Ну, чем-то же ей тоже питаться надо — оправдывался за два профуканных мешка счастливый обладатель яблочных консервантов. — Я же, сами понимаете, по-другому поступить не мог... У меня же медведи! Домой даже заезжать не стал, чтоб жену не травмировать
— Александр Васильевич, так как ты ей всё это объяснил? Разложи нам на пальцах, не томи душу. У многих же тёщи, ведь как-то их обобрать придётся. Так сказать экспроприировать заготовки — шумели коллеги.
— Ну что, друзья мои. Пришлось импровизировать на ходу. Сказать, что у меня вторая семья голодает, в которой трое детей мал-мала-меньше. А я, дескать, все деньги подчистую её дочери отдаю и так как она у меня первая семья — бросать не собираюсь. Аргумент?!?
В зале для совещаний одобрительно засмеялись.
Когда выплатят аванс за апрель никто не спрашивал.
(Выплатят когда-нибудь, а как иначе...)
Через два дня наступало лето.
***
Был такой период в 90-х. Кто-то может уже и не помнит. Голод и разруха, как бы сказать помягче. Уже трудно и предположить, что это было.
Период безвластия, смены формаций, ухода от религии…
Какое-то общероссийское массовое бедственное состояние накрыло нас всех.
Сейчас у большинства зоопарков обеспечение 50 на 50, а тогда с кормами было туго. Конечно, если продуктов не было для людей, то где их можно было достать для животных? В тот год мясо настолько поднялось в цене, что Анна Николаевна буквально "прифигела".
Прокормить беременную тигрицу это вам не БПшки пассажирам кипятком запаривать — быстро усвоила для себя она.
В зоопарке животные ели головы. Анна Николаевна научилась их ловко дробить и вытаскивать мелкие кости. Да, это было мясо, но в природе животные не едят ни головы, ни хвосты, ни уши.
Это едят только ослабленные (что осталось от обеда более матёрого хищника) и оголодавшие звери (когда всё равно что есть, лишь бы насытиться).
Здоровый, полный сил хищник начинает свою трапезу с желудка, с мякоти, а уши-губы-хвосты бросает, — узнала из специализированной литературы "женщина-лось".
В зоопарке, как из пулемёта, уходило ВСЁ. Субпродукты перерабатывали: варили, парили, замораживали.
Кухня работала круглосуточно, печка не выключалась и на час.
Тогда в рационах было много комбикорма и хлеба.
Плохо.
Многие животные страдали аллергическими дерматитами и расчёсывали себе уши. Их лечили. Но по тем временам это считалось универсальной пищей. Клейстер как в войну конечно не варили, но полезные продукты (овощи, фрукты) купить зоопарку было также сложно.
Вот в такую чудесную атмосферу и окунулась Анна Николаевна.
С головой.
Без остатка.
Не прошло и десяти дней её однобокой дружбы со Стешей (тигрица прибывала в полной апатии и была равнодушна к окружению) как бывшая проводница снесла в ломбард своё первое драгоценное колечко.
В какой-то момент её женское сердце дрогнуло.
Она одела перстень на палец и поиграла бликами света, переломившегося в многочисленных гранях.
— Безупречное! — печально констатировала она. — Хорошо, что бирочку с пломбой и ценником не отрезала. Умняша.
Кольцо было действительно новым.
О том, что новый служитель павильона кормит тигрицу свежей говядиной директор узнал достаточно скоро.
— Это п-п-палое мясо, Анна Николаевна? — строго спросил он. — Вы может не знаете, но есть т-т-такие болезни...
— Это с рынка. Туша с клеймом была от ветстанции, я проверила, — резко оборвала его проводница. — Неужели бы я столькими жизнями рисковать стала? Она котят носит! Вы за кого меня принимаете?
На глаза директора навернулись слёзы.
— Вы уж п-п-п-простите меня, голубушка... — тихо промямлил он. — Время сейчас т-т-т-такое: злое, голодное, от-т-т-тчаянное. Так редко встречаются люди с-с-с-способные на с-с-с-амопожертвование. Из-з-з-вините. Не приз-з-з-знал с-с-с-разу. Я вот тоже на д-д-д-днях машину п-п-п-продал. Ничего, мне на авт-т-т-тобусе всего час д-д-д-добираться. Всё на нужды зоопарка. Только не г-г-г-говорите никому, п-п-п-прошу вас.
Анна Николаевна никому не сказала. Ей было все равно, да и не до разговоров вовсе. Приближался срок родов.
Как узнала Анна Николаевна Стешу вынужденно изъяли из дикой природы. Тигрица выходила к людям в селах под Хабаровском. Большая дикая кошка с мощными лапами легко забиралась в сараи, нападала на домашнюю скотину и поднапрягала местных жителей своим грозным видом.
Словом, представляла серьёзную угрозу.
Поскольку амурские тигры — животные краснокнижные — тигрицу усыпили и отправили в зоопарк.
Как оказалось — она уже была беременной.
Неволя и плохое питание на пользу дикому зверю не пошли.
Беременная самка закрылась в себе и вяло реагировала на происходящее.
По истечению срока огромная грустная кошка на силу родила одного котёнка и отказалась его кормить. Не было молока. Котёнок был слабым и не смог рассосать молочную железу.
Пушистый слепой малыш оказался девочкой. Весил он меньше чем было положено тигрятам при рождении.
— «Это судьба», — подумала Анна Николаевна и приняла на себя все хлопоты с новорожденной.
— Я всегда дочку хотела, — лучась радостью заявила она с порога директору. — Можно домой заберу? Ей подогрев нужен, питание детское молочное из соски, массаж живота. Я всё изучила. Я справлюсь.
— Г-г-голубушка, так вы же на с-с-съёмной живёте,— начал волноваться руководитель.
— Да кто ж узнает-то, — не унималась проводница. — Решу я этот вопрос.
— Ну погодите, миленькая, так нельзя. Вы же не ветеринар. Да к тому же может у матери ещё инстинкт п-п-п-проснётся…— вяло сопротивлялся руководитель.
Это было мудрое решение.
Подождать.
После родов Стеша чувствовала себя плохо. У неё не прекращались обильные грязные выделения.
— На открытую пиометру похоже, — сама себя тестировала новоиспечённая тигриная мать.
Анна Николаевна уповала на сырое мясо и не переставала кормить полосатую "краснокнижницу" говядиной. Через две недели бессонных ночей из комнаты с тёплым полом (как раз для малышей) бывшая проводница умыкнула таки ребёнка домой.
— Минус одно кольцо, всего делов-то — шепнула она целуя в нос сонного котёнка, чуть приоткрыв конверт из пуховой шали. —Ты же моя девонька, булочка моя сладкая! — ворковала над дитём Анна Николаевна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Если вас заинтересовала статья, подписывайтесь на канал. Дальше будет только интереснее! И продолжение не пропустите)
----------------------------------------------------------------------
#БудниКорреспондента #Истории_из_жизни #такоенепридумаешь #поезд #тигр #зоопарк