Вообще-то тот же великий святитель 19 века св. Игнатий Брянчанинов сетовал на то, что в последние времена настоящего духовника будет найти очень трудно.
Он считал приближение «последних времен» уже в то время, в которое жил сам, что уж говорить о нашем времени?
Однако же его и самого постоянно досаждали просьбами о духовном руководстве и спрашивали о том, как найти подходящего духовника, поэтому он не мог не высказаться по этому вопросу и дать свои мудрые советы.
Давайте к ним присмотримся.
Вот его определение главного, того, что должно быть в настоящем духовнике:
«В духовнике, по мнению моему, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований».
Простота – это главное. Та самая простота, которая без всяких собственных «умствований» опирается на учение Церкви, а значит, в той же чистоте может передать этот опыт и подопечным.
Обратите внимание на предупреждение о «всяких умствований».
Уже в его время они были весьма распространены, и вызывали озабоченность.
Далее он говорит о том, на какие два вида делятся современные ему духовники, и какие две опасности их подстерегают:
«Есть строгие, есть умные: но строгие и умные по-своему – никуда не годятся для душевного назидания».
Итак, есть два типа духовников:
1. Строгие
2. Умные
Нет сомнения в том, что и сейчас сохраняется это же самое разделение на «строгих» и «умных».
И все бы это ничего, но… Есть одно «но», на которое указывает святитель Игнатий.
Нет ничего плохого в том, чтобы быть «строгим» или быть «умным». Однако одна маленькая прибавочка всю пользу и первой, и второй категории может разрушить напрочь.
Мало того, что сделать бесполезными, но и душевредными…
Быть умным… «по-своему»…
Быть строгим… «по-своему»…
Что это может означать?
Великое дело быть строгим от имени заповедей Христовых и установлений святой Церкви.
Но в том-то и дело, что у каждого духовника всегда есть этот отмеченный святителем Игнатием соблазны – быть строгим «по-своему».
А это значит – в соответствие с собственными пристрастиями и предпочтениями.
Нравится кому-то тот или иной прихожанин – сделаем ему поблажечку…
Не нравится – надавим посильнее…
Такой подход духовника и есть быть «строгим по-своему».
Это мы рассмотрели опасности от «строгого по-своему» духовника.
Но есть же еще и «умные по-своему».
Для таких «умных» всегда есть соблазн накормить своего подопечного собственной интеллектуальной «пищей», причем уже переваренной «по-своему».
Не дать прихожанину простое «молоко» и «хлеб» чистого Церковного учения, но обязательно еще добавить что-то «от себя».
Большой соблазн и большое искушение.
Ведь сильный ум и богатая интеллектуальная жизнь автоматически жаждут собеседников и учеников.
Но в том-то и дело, что первая категория очень часто незаметно и помимо воли такого духовника переходит во вторую.
И «собеседники» автоматически становятся «учениками». Ведь само положение духовника настраивает его на такой тип отношений.
И нужна невероятная мудрость – отделить собственный материал, годный лишь для «собеседования» от Церковного учения, требующего строгого ученичества.
Вот и получается, что собственные «измышления», по словам святителя Игнатия, такой духовник преподает под видом Церковного учения.
Впрочем, все это только опасности.
Всех их легко избежать, если оставаться верным сыном Церкви – святитель это особо подчеркивает в своем заключительном размышление на тему духовного руководства:
«И строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви – могут быть одинаково полезны. Да дарует тебе Бог духовника по желанию твоему».
Остается только присоединиться к последнему пожеланию святителя Игнатия.