Найти в Дзене
МотоКлассика

Yamaha YZE920, четырехцилиндровый зверь мощностью почти 100 л.с., учавствовавший в ралли Дакар

Это были сумасшедшие годы Дакара, когда было изобретено все, чтобы добиться победы на мотоцикле, и Yamaha YZE920 не было равных , зверь пустыни. Все это безумие началось в 1986 году , когда пески пустыни стали свидетелями появления нового захватывающего эндуро мотоцикла Yamaha FZ750T - последняя буква T означает Тенере - проекта с внутренним кодом 0U26, прелюдии к YZE920. Этим дакаровским зверем управлял глава Yamaha France Жан-Клод Оливье (которого часто называют просто «JCO») , персонаж, который в 80-х годах имел огромное влияние в Yamaha Japan.(президентом Yamaha Motor France SA с 1992 по 2010 год.) Мощности и скорости на ралли Дакар росли, требовалось все быстрее и сильнее и это побудило бренды создавать все более мощные и скоростные мотоциклы , чтобы добиться долгожданного прибытия на первое место Лаго Роза Только самые мощные мотоциклы добивались победы, поэтому о них думали только с точки зрения максимальной мощности... Подавляющее большинство марок отдали предпочтение двухци

Это были сумасшедшие годы Дакара, когда было изобретено все, чтобы добиться победы на мотоцикле, и Yamaha YZE920 не было равных , зверь пустыни.

Все это безумие началось в 1986 году , когда пески пустыни стали свидетелями появления нового захватывающего эндуро мотоцикла Yamaha FZ750T - последняя буква T означает Тенере - проекта с внутренним кодом 0U26, прелюдии к YZE920.

Этим дакаровским зверем управлял глава Yamaha France Жан-Клод Оливье (которого часто называют просто «JCO») , персонаж, который в 80-х годах имел огромное влияние в Yamaha Japan.(президентом Yamaha Motor France SA с 1992 по 2010 год.)

Мощности и скорости на ралли Дакар росли, требовалось все быстрее и сильнее и это побудило бренды создавать все более мощные и скоростные мотоциклы , чтобы добиться долгожданного прибытия на первое место Лаго Роза

Только самые мощные мотоциклы добивались победы, поэтому о них думали только с точки зрения максимальной мощности... Подавляющее большинство марок отдали предпочтение двухцилиндровым мотоциклам с V-образным или параллельным сдвоенным двигателем, а BMW - с его вечными оппозитными двигателями. Но четырехцилиндровых мотоциклов не было…

Жан-Клод Оливье со своим детищем Yamaha FZT.
Жан-Клод Оливье со своим детищем Yamaha FZT.

Вновь представленным Yamaha FZ 750

-3

и его революционным двигателем Genesis в 1985 году Жан-Клод Оливье пришла в голову странная идея взять этот двигатель и установить его в одноцилиндровое шасси Yamaha XT600, по крайней мере, так он и сделал.

Он не только рождал идеи, но и он сам руководил ее изготовлением! официально привлекая к своему проекту Yamaha. Эта работа, достойная сумасшедшего человека, увлеченного Дакаром и мотоциклами. Представьте себе одноцилиндровый эндуро мотоцикл средней кубатуры, оснащенный четырехцилиндровым двигателем, с баком в четыре раза больше, усиленным шасси и соответствующей подвеской.

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы взять двигатель и шасси от FZ 750, но на испытаниях шасси не выдержало нагрузки и сломалось на высоте рулевой головки. Поэтому в Yamaha создали специфическое новое шасси, гораздо более усиленное, с большой передней крестовиной для установки радиатора охлаждения двигателя.

Также пришлось изготовить отдельный двойной передний бак - на 37 литров - плюс задний бак на 25 литров, расположенный под сиденьем механика-водителя и занимавший также всю хвостовую часть. В результате получился 62-литровый бак, на заполнение которого ушло 15 минут.

ФЗТ в действии.
ФЗТ в действии.

С полным баком Yamaha FZ750T весил 260 кг... Излишне говорить, что у JCO были серьезные проблемы с управляемостью из-за веса и мощности, поскольку на песке невозможно было применить мощность в 94 л.с. Избыточная мощность, вес и расход Yamaha FZT означали, что он так и не добился победы.

Кроме того, байк потреблял много топлива, и воздушный фильтр приходилось менять каждый день , что приводило к увеличению количества остановок для дозаправки и падению темпа скорости на пути к концу этапа.

В гонке Париж-Дакар 1986 года он финишировал двенадцатым , что является подвигом, учитывая габариты и вес Yamaha FZ750T — на боках мотоцикла были инициалы FZT-, который получил прозвище «Монстр», и это справедливо. .

YZE920 пугает…
YZE920 пугает…

Но история продолжилась в 1987 году с улучшенным мотоциклом большего объёма, YZE920 , с двигателем Yamaha FZ, объём которого увеличился с первоначальных 750 куб.см до 911 куб.см, с усиленным шасси, слегка облегченным, с большим крутящим моментом и меньшей мощностью, примерно 85 л.с.

Так на свет появился зверь с самым большим объёмом и количеством цилиндров ралли «Дакар» , настоящий пустынный танк, не подходящий для слабаков... Просто увидеть его уже страшно, а его ширина, высота и 4-цилиндровый двигатель не совсем идеальный вариант для пустыни, но…

Двигатель четырехцилиндровый FZ 750 увеличен до 911 куб.см в YZE920.
Двигатель четырехцилиндровый FZ 750 увеличен до 911 куб.см в YZE920.

Серж Бакуу был вторым гонщиком команды, которому удалось финишировать седьмым из- за проблем с питанием двигателя из-за неисправных карбюраторов, из-за которых двигатель работал только с двумя цилиндрами. JCO финишировал одиннадцатым.

Yamaha YZE920 оказался поистине провальным изобретением , хотя марке Iwata удалось привлечь внимание прессы и публики мотоциклом с самым большим объёмом двигателя и количеством цилиндров, когда-либо официально участвовавшим в гонках Париж-Дакар.

-7