Найти тему
Правила жизни

Мятежный ВГИК: как шестеро студентов-сценаристов пародировали Ленина, боролись с комсомолом и были отчислены

Конец 1958 года стал для шестерых учащихся ВГИКа не самым удачным: очередной капустник на дому у студентки 4-го курса сценарного факультета обернулся для них позорным исключением из института и — что еще хуже — комсомола (для советского времени — крайняя мера наказания). Но что же такого натворили молодые люди, чтобы навлечь на себя настолько суровую кару?

11 октября Наталья Вайсфельд, дочь преподавателя ВГИКа и киноведа Ильи Вайсфельда, решила устроить у себя на квартире небольшую вечеринку (естественно, в отсутствие родителей). В писательском доме рядом со станцией метро «Аэропорт» собрались четырнадцать студентов сценарного отделения, среди которых были Дая Смирнова (та самая возлюбленная Ивана Бровкина в фильме Лукинского) и Владимир Валуцкий (один из будущих сценаристов любимых всеми «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). И если вы думаете, что пока все звучит довольно безопасно, то спешим вам напомнить: молодежные посиделки редко заканчиваются чем-то хорошим — и эта не стала исключением.

Дая Смирнова
Дая Смирнова

Искрой для последующего скандала послужил импровизированный капустник, который для вгиковцев не то чтобы являлся большим событием: это был не первый раз, когда творчески настроенная молодежь стремилась превратить любое собрание в демонстрацию своих литературных способностей. Они записывали сценки на магнитофон «Днепр», веселились, переделывали старые песни — и ничего не предвещало беды, пока на самодельных подмостках не начали появляться пародии на революционные киноленты, в частности на «Незабываемый 1919-й». Наталья Рязанцева, присутствовавшая на вечере, вспоминала об этом так: «"Ленина" изображал Володя Валуцкий. Картавя и заикаясь, он принимал в своем кабинете посетителей. К нему по очереди приходили — татарин, крестьянин, академик, и Валуцкий обсуждал с ними насущные вопросы пролетарской революции». В годы, когда пародия на фильмы, посвященные героическим подвигам красной армии в борьбе против белых, считалась настоящим святотатством, подобный поступок был непростителен. Очевидно, так же считало и руководство альма-матер всех кинематографистов.

Сценарист Владимир Валуцкий с женой Аллой Демидовой
Сценарист Владимир Валуцкий с женой Аллой Демидовой

Но как магнитофонная запись попала в руки ректората и ВЛКСМ? Бывший секретарь комсомольской организации Шорохов товарищей компрометировать не стал, предложив стереть аудио, однако уже утром о событиях капустника узнали в институте — среди участников вечера не все оказались настолько же добросовестными (с точки зрения дружбы, а не партийности, конечно). Начались бесчисленные собрания, на которых требовали исключения Владимира Валуцкого, Дмитрия Иванова, Владимира Трифонова, Даи Смирновой, Натальи Вайсфельд и уже известного нам Валерия Шорохова. На защиту четверокурсников вышел студент Борис Андроникашвили, который на тот момент был женат на учащейся ВГИКа Людмиле Гурченко. Однако его усилия оказались тщетными.

Борис Андроникашвили и актриса Людмила Гурченко
Борис Андроникашвили и актриса Людмила Гурченко

Члены бюро Рижского райкома комсомола приняли решение об отчислении шестерых нарушителей, а несколько позднее «Комсомольская правда» опубликовала разгромный фельетон под названием «На пороге большого экрана». В нем журналисты Ганюшкин и Шатуновский обвиняли руководителей арт-мастерских в идеологическом провале: как ВГИК, у которого были все возможности воспитать идейно закаленных режиссеров и сценаристов, мог допустить подобное? Ответ на вопрос авторы материала находили в отсутствии дисциплины и неправильном подходе преподавателей к творческим занятиям (действительно, как они могли допустить возникновение у студентов даже крупицы свободы мысли?).

В декабре того же года Валуцкий пытался написать письмо в редакцию газеты и опровергнуть статью, объяснив, что направлял сатиру не против советского правительства, а против плохого кино, но в итоге понял свою «бессмысленность перед железобетонностью советской печати» и отказался от этой затеи.

-5

Несмотря на скандальность октябрьских событий, пятерым из шести пострадавших удалось защититься в качестве заочников (не повезло только Шорохову, которому ВГИК закончить так и не дали). Так что все хорошо, что хорошо кончается — хотя в 1958-м году студентам-сценаристам, поучаствовавшим в злополучном капустнике, так, скорее всего, и не казалось.

Как вы думаете, студенты действительно заслуживали отчисления? Делитесь своим мнением в комментариях!