Найти в Дзене
Личная переписка

Письма с острова Скай. Любовный роман в эпистолярном жанре.

«Ей рано нравились романы, они ей заменяли все. Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». А.С. Пушкин

Давно канул в лету девятнадцатый век, когда читательницами любовных романов были в основном образованные скучающие девушки и дамы высшего общества. Век двадцатый, будучи веком просвещения и всеобщей грамотности, расширил практически до бесконечности круг любительниц легкого литературного жанра, что в свою очередь повлекло появление многочисленной армии писателей, талантливо или не очень сочиняющих тексты на вечный сюжет. К концу двадцатого века с развитием технологий, в повседневном общении «что прочитать» постепенно исчезло из обихода, замещенное на «что посмотреть». Любовные драмы трансформировались в бесконечные сериалы. Текст, казалось бы, окончательно и бесповоротно проиграл цветной картинке. Однако, на новом витке спирали развития, магическая сила печатного слова, обусловленная природной потребностью человека мыслить образами, вернула книгу в нашу жизнь. И в веке двадцать первом уже сериалы трансформировали в книги, родив тем самым новый жанр, который нельзя назвать литературным. Любовный роман вернулся, чтобы вновь и вновь будоражить воображение и подогревать наивную веру в прекрасных рыцарей без страха и упрека, жаждущих утолить «женскую тоску по сильному плечу».

И, влюбившись в обманы новоявленных Ричардсонов и Руссо, коими завалены прилавки книжных магазинов, наши современницы пускаются на поиски «мужчины своей мечты» как в режиме онлайн (сайты знакомств), так и оффлайн. Так хочется хотя бы на время ощутить себя героиней любовного романа, допустим, в эпистолярном жанре. А кто сейчас пишет письма на бумаге? Правильно, тот, кто ограничен законом сделать это электронно. Можно ли двум незнакомым людям взаимно влюбиться по переписке? Теоретически, да. В реальности же в криминальной хронике время от времени появляются новости о финале очередного «романа в письмах» между жаждущей кино-сериальной любви перезрелой девушкой (или, что страшнее, молодой мамы) и ее пылкого любовника по переписке из мест не столь отдаленных. Но, несмотря на то, что таких печальных историй полно в ютубе и на телевидении, каждая начинающая героиня романа по переписке с ЗК верит, что ее случай особенный, и ее точно неминуемо ждет пылкая любовь и безграничное счастье. И кто ж ее осудит, ведь это так нормально по-человечески, по-женски — хотеть стать счастливой рядом с любимым. И почему бы не приобрести это счастье по переписке, коли по другому не вышло.

Возможно, именно этим объясняется возникшая относительно недавно в России популярность незатейливого текста «Письма с острова Скай», исполненного в эпистолярном жанре американской писательницей Джессикой Брокмоул. Ну как писательницей. Скорее, молодой образованной домохозяйкой начала двадцать первого века, не имеющей ни опыта, ни нужды переписываться со своим родными и близкими. А потому, несмотря на удачное применение некоторых писательских приемов (не зря же обучалась в университете), собственно переписка героев также далека от реальности, как Шотландия от Мичигана. Все-таки эпистолярный жанр, в отличии от фэнтези, предполагает некоторую достоверность времени и места действия. И, хотя текст на русском языке читается довольно легко (за что отдельный респект переводчику), надуманность сюжета и примитивность изображения характеров героев не приносит ожидаемого удовольствия от прочтения.

Например, с первых строк представив нам свою героиню, как состоявшегося поэта, автор так и не вывезла эту тему, единственный стишок, поданный читателю как шедевр, так себе поэзия. Хорошо, что книжка без картинок, ведь героиня еще и художник... Сюжет первого же письма главного героя о том, что он «покрасил лошадь декана в синий цвет», вообще целиком и полностью списан со старого анекдота про ковбоя Гарри, который покрасил свою лошадь в зеленый цвет, чтобы обратить на себя внимание красотки. Хотя кто сейчас помнит те милые анекдоты! А потому можно и немного сплагиатить, не правда ли? Тема двух разносторонних любовных треугольников, использованная в качестве основной фабулы, вообще не стоит обсуждения в силу примитивности ее изложения. Ну это так, мелочи.

Гораздо существеннее главный, на мой взгляд, недостаток «Писем с острова Скай» - автору так и не удалось убедить читателя, что написаны эти письма разными людьми. На всем протяжении повествования не оставляет ощущение, что читаем/слышим мы одного и того же человека. Именно поэтому так сильно разочаровывает развязка. И не столько сказочной банальностью американского хэппи-энда, сколько очевидной примитивностью финала, буквально выжимающего у читательницы слезу умиления.

С острова на материк
С острова на материк

А было бы намного круче, если б в финале выяснилось, что Элспет действительно никогда не покидала остров Скай и в ожидании возвращения мужа-рыбака с моря или с войны долгими туманными днями и вечерами под стук дождя, движимая своим поэтическим даром, создавала этот новый для нее дивный мир на бумаге, скрашивая таким образом свое щемящее душу одиночество и воплощая вечную женскую мечту о прекрасном заокеанском принце. В общем, замах был на рубль — удар вышел на копейку.

А так имеем, что имеем. Сегодня литературный эпистолярный жанр представлен широкой публике «Письмами с острова Скай», книжкой с незатейливым сюжетом и неглубоким содержанием, которая наверняка внесет свой скорее негативный вклад в судьбы любительниц романов по переписке. Потому что только в книжке эпистолярный роман можно закончить фразой «Вот я и с тобой», в реальности же с этой фразы все только начинается.