Основу выставки составляет мелкая пластика и картины из частных коллекций Т. И. Оранской и профессора Манфреда Поля. Значительная часть — изображения шиваитских богов и богинь, сделанных в традиционной технике. В деревне Кондагаон на рубеже XX и XXI веков возник новый тип — фигурки, вырезанные из металлического листа и изогнутые для придания им объемной формы.
Коллекция была собрана в поездках по Индии с 2002 по 2015 год. Большая часть латунных фигурок происходит из Восточной Индии — штатов Чхаттисгарх и Одиша, где живут племена гондов.
Картины, представленные на выставке, происходят из Центральной Индии. Они воспроизводят акриловыми красками по бумаге манеру и образы ритуальной настенной живописи бхильских племен. Автор картин — Бхури Баи, художница из племенной общности бхилов. Именно Бхури Баи в 1970-х годах впервые перенесла эти изображения на бумагу.
«Наездник», Бхури Баи. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Ещё на выставке показывают фильмы немецкого этнолога, доктора наук Корнелии Маллебрайн, рассказывающие о богине Дантешвари, о традиционном производстве латунных фигур в районе Набарангпур и о празднике Мандэй в городке Косагомунда.
Племена адиваси проживали на территории Индии ещё до прихода туда ариев в середине II тыс. до н.э. Оттесненные в горы и леса, они сохранили культурно-религиозную обособленность, архаичные верования и ритуалы. Воззрения адиваси частично восприняты развитым индуизмом; с другой стороны, многие десятилетия насчитывает процесс индуизации племен. Есть среди адиваси и христиане. Племена традиционно почитают местных богов и богинь — хранителей деревень, а также духов предков. Мировоззрение адиваси распадается вместе с исчезновением традиционных условий жизни под влиянием цивилизационного вторжения, которое особенно усилилось в последней трети XX века.
Больше фото в нашем репортаже с открытия выставки
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Государственный музей истории религии, Почтамтская, 14.
Когда: до 7 ноября.
Сколько: 300 рублей.