Да, да. Так было. Это мало кому известный факт. На строительстве Волго-Донского канала в честь открытия очередного шлюза прибыли правительственные чины, писатели, поэты, среди них был и писатель Борис Полевой. Все они воочию горделиво наблюдали стройку века. Был банкет, праздник и фейерверк. У красноармейца, которому доверили ракетницу, от волнения дрогнула рука, и заряд случайно попал в каюту, автора книги «Повесть о настоящем человеке». Возник пожар. Бедного бойца и командира взвода сразу арестовали, они сгинули. Теплоход «Иосиф Сталин» практически сгорел. Об этом запрещено было говорить, ведь судно носило имя вождя. На утро в газете «Правда» на первой полосе появился снимок теплохода (снятый за день до пожара) и приветственные речи в статье об открытии шлюза на канале. Казус – газета с фото теплохода, а его уже не было. То, что сейчас прочтёте мне стало известно от одной женщины, работавшей на строительстве канала вольнонаёмной в финансовом отделе. Это правда! Нина, назовём её так, наблюдала строительство с начала земляных работ до 1952 года. Строили заключенные. Об этом и расскажу. На этом участке было два лагеря мужской и женский. Особняком находился Воркутинский лагерь с политическими, которых считали самыми опасными рецидивистами, им доставалась самая тяжелая ручная работа. Вольнонаёмные тоже имели свой посёлок и свободный выход, жили семьями, у всех в комнате кровать, тумбочка и телефон для связи. Их дети играли на территории, но пробирались на зону. Это создавало проблемы. Дети задавали родителям опасные вопросы после общения с лагерниками. Однажды подожгли деревянную будку и ветром огонь перешёл на портрет Сталина на торцевой стене здания. «Особисты» детей вычислили. Спасло от ареста то, что среди детей был сын начальника. Нина по должности возила деньги в лагерь из банка на машине только с автоматчиками. Но были и грабежи, да и в лагере были стукачи. Тревога в душе была всегда, особенно, когда бунтовали мужской и женский лагерь, отказывались работать, а это было несколько сотен человек только на данном участке строительства. Чаще бунтовал мужской и требовал встреч с женщинами. Это была головная боль для руководства. Бунты иногда быстро заканчивались. Тайком делали проход в мужскую зону, шли на уступки. Жизнь есть жизнь. Этот же половой вопрос был важным для вольнонаёмных. Организовывали воскресные танцы, приглашали железнодорожников, которые строили мост на канале. Однажды из-за поварихи подрались охранник и путеец, так два рода войск «сорвались с катушек». Молотили друг друга пожарным оборудованием со щитов. Из Москвы приехали «особисты» и увезли самых отчаянных. Злость от проклятой работы выводила из себя. Были и изощренные убийства, и самоубийства. Сейчас канал имени Москвы является звеном Единой глубоководной системы, соединяет Москву-реку с Волгой. Первый строили в 1932-1937 годах, вырыто 500 млн.м3 земли, сооружено 11 шлюзов, десятки плотин, дамб, 15 гидроэлектростанций, кроме всего мосты, тоннели, насосные станции, речные вокзалы, переправы, пристани. Второй Волго-Донской в 15 шлюзов, строился 1947-1952. Из земли вырыто около 200 млн.м3 земли, конечно задействован не только ручной труд, а машины и механизмы. Но земля хранит усилия ручного труда заключенных… Преодолевая шлюзы канала пассажиры на теплоходах проплывают места, где земля хранит усилия рук сотни тысяч заключенных. Это одна из страниц нашей истории славной и трагичной ….
КАК СГОРЕЛ ТЕПЛОХОД «ИОСИФ СТАЛИН», А ГАЗЕТЫ МОЛЧАЛИ
12 сентября 202312 сен 2023
86
2 мин