Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Освобождал Украину и Чехословакию. Боевой путь летчика-штурмовика Михаила Быкова

«Лично храбр и бесстрашен. Личным примером в бою учит летчиков искусству воевать, вдохновляет их на героизм, отвагу, бесстрашие и презрение к врагу» — читаем в наградном листе на присвоение белорусу из Жлобина, летчику-штурмовику Михаилу Быкову звания Героя Советского Союза. А еще у Михаила Семеновича за личную храбрость и героизм 3 ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-степеней, и орден Александра Невского — полководческий орден! — за умелое командование авиационной эскадрильей.

-2

Эпизоды славного боевого пути летчика-штурмовика

*** Летом 1942 года молодой летчик-штурмовик Михаил Быков впервые участвовал в составе шестерки Ил-2 в штурмовке позиций немецких войск, и несмотря на сильный заградительный огонь зениток, отважно наносил огненные удары. Тогда же и испытала его судьба, как летчика-штурмовика: его самолет подвергся попаданиям вражеских снарядов, в результате чего было выведено из строя управление элеронами крыльев самолета, сильно посечен стабилизатор и киль. С полуметровой зияющей дырой в одной из плоскостей наш земляк сумел посадить поврежденную боевую машину на свой аэродром. Так состоялось боевое крещение летчика-штурмовика Михаила Быкова.

Фото поврежденного Ил-2
Фото поврежденного Ил-2

*** Уже на 5-м боевом вылете, казалось бы, молодой, но так быстро повзрослевший на войне и уже опытный, обстрелянный в прямом смысле, летчик-штурмовик Михаил Быков вылетел на боевое задание в качестве ведущего группы самолетов. Задание по штурмовке позиций врага было успешно выполнено без потерь, когда наши штурмовики были атакованы истребителями немцев. Завязался неравный воздушный бой с 9-ю вражескими Ме-109. В ходе боя Быков был ранен в руку и ногу, но превозмогая боль, он дрался и удачным маневром, поймав в прицел фашистский истребитель, сбил его. Подоспевшие наши истребители связали боем немцев, и штурмовики легли на курс к своему аэродрому. Сам Михаил Быков, напрягая последние физические силы и волю, перетянул самолет через линию фронта и совершил вынужденную жесткую посадку, потеряв сознание при столкновении с землей, когда заглох двигатель. Из-под обломков самолета его вытащили наши пехотинцы. А уже через 10 дней госпиталя он был в родном полку и воевал.

*** В марте 1944 года, несмотря на поднявшуюся сильную снежную метель и пургу, Михаил Быков, уже много опытный летчик-штурмовик и умелый командир авиационного звена, успешно выполнил сложную боевую задачу, когда будучи ведущим восьмерки штурмовиков, сумел точно выйти на цель и нанести результативный бомбо-штурмовой удар по немецкому аэродрому в районе города Старо-Константинова Хмельницкой области. Тогда нашими экипажами Ил-2 было уничтожено на земле до 40 немецких самолетов и 2 склада с авиационными боеприпасами.

*** Участвуя во Львовско-Станиславской наступательной операции, капитан Михаил Быков, к тому времени командир авиационной эскадрильи штурмовиков, водил в бой большие группы самолетов по 12-18 самолетов, производя по 3-4 боевых вылета в день, что было на грани человеческих возможностей.

*** В марте 1945 года комэска штурмовиков капитан Михаил Быков успешно переучился на новый штурмовик Ил-10 и продолжал храбро воевать, максимально используя боевые возможности новой машины семейства Илов.

Справочно: Ил-10 — глубоко модернизированный Ил-2 в целях повышения боевой эффективности выполнения задач по непосредственной авиационной поддержке наших наземных войск. Это удалось конструкторам за счет более высокой маневренности Ил-10 над полем боя и усиления вооружения, перейдя с калибра 12,7 мм на калибр 20 мм. И еще: в бронекорпус самолета была полностью включена кабина воздушного стрелка-радиста, который стал значительно защищеннее и мог успешнее вести бой с немецкими истребителями, обеспечивая более эффективную штурмовку врага.

Михаил Быков со своим стрелком-радистом Сергеем Рыжих, с которым они совершили 105 боевых вылетов, у Ил-2
Михаил Быков со своим стрелком-радистом Сергеем Рыжих, с которым они совершили 105 боевых вылетов, у Ил-2

А боевую работу нашего земляка Михаила Семеновича Быкова отлично знала советская пехота. За успешные и весьма результативные боевые вылеты на штурмовку вражеских позиций и воздушную поддержку наших наземных частей, умелые и грамотные действия его летчиков над полем боя, командир авиационной эскадрильи штурмовиков капитан Михаил Быков получил 18 благодарностей от наземных войск, в том числе и 4 благодарности лично от  Командующих  4-м Украинским фронтом генералов армии И. Петрова, а затем А. Еременко.

Краткая биография нашего прославленного земляка

Быков Михаил Семенович — командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского ордена Богдана Хмельницкого полка 224-й штурмовой авиационной Жмеринской Краснознаменной дивизии 8-й воздушной армии, 4-го Украинского фронта, капитан.

Родился 16 октября 1922 года в городе Жлобин Гомельской области Белорусской ССР, в семье рабочего, белорус. Окончил 9 классов школы № 6 в Бобруйске Могилевской области. Работал слесарем на автобазе, одновременно учился в аэроклубе. Призван в армию в 1940 году Бобруйским райвоенкоматом, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии младший сержант М. С. Быков с июня 1941 года. С ноября 1941 года воевал в 571-м штурмовом авиационном полку 224-й штурмовой авиационной дивизии, совершал боевые вылеты на штурмовике Ил-2, а с марта 1945 года — на Ил-10. Сражался на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. На Западном фронте участвовал во Ржевско-Сычёвских и Ржевско-Вяземской наступательных операциях. На Брянском фронте участвовал в Орловской стратегической наступательной операции — завершающем этапе Курской битвы, в том числе в освобождении города Карачев Брянской области. На 1-м Украинском фронте участвовал в Проскуровско-Черновицкой и Львовско-Сандомирской наступательных операциях, в том числе в освобождении украинских городов Жмеринка, Тернополь, Зборов.  На 4-м Украинском фронте участвовал в Карпатско-Ужгородской наступательной операции, а также в освобождении Чехословакии. К концу войны совершил 174 успешных боевых вылета, из них 29 на самолете Ил-10, на уничтожение живой силы и техники противника, штурмовку железнодорожных эшелонов и аэродромов, на прорыв переднего края вражеской обороны, на преследование отступающего противника, на разведку его ближних и дальних тылов.  Уничтожил и повредил до 52 танков, 200 автомашин, 150 повозок с грузами, 23 орудия полевой артиллерии, 17 зенитных орудий, 12 самолетов на земле, взорвал 12 складов с боеприпасами, разрушил до 1200 метров железнодорожного полотна, взорвал 6 дотов и дзотов, истребил до 1000 вражеских солдат и офицеров. В 9 воздушных боях сбил один истребитель Ме-109 и подбил два Ме-109.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, Быкову Михаилу Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

-5

И еще из наградных листов, одной строкой

*** Проявил себя смелым и решительным, готовым до последней капли крови защищать Родину.

*** Смелый и инициативный в бою.

*** Умело командует эскадрильей, летчики под его руководством произвели 835 успешных боевых вылетов.

*** Мастерски провел 9 воздушных боев, сбив один Ме-109 и два повредив.

*** В полк прибыл сержантом и вырос до командира авиационной эскадрильи, капитана.

*** За умелое руководство эскадрильей награжден орденом Александра Невского и представлен к званию Героя.

После войны. Память о герое

С 1954 года Герой Советского Союза подполковник Михаил Быков — в запасе. И вся его послевоенная жизнь связана с родной Беларусью. Михаилу Семеновичу Быкову было присвоено звание Почетного гражданина города Бобруйска, а в Жлобине память о нем увековечена на Аллее героев.

-6
-7

Ему, бесстрашному летчику-штурмовику, его боевым друзьям по горячему небу Великой Отечественной войны, наш современник, московский поэт Юрий Шелков посвятил свои стихи, так и назвав их:

Память летчика-штурмовика

Под зенитных разрывов «барашками»
на «летающем танке» утюжили
за грехи их, фашистов тяжкие.
Мы платили своими душами.
Поливали огнем, продираясь
сквозь пургу пулеметного шквала.
И жалели, домой возвращаясь:
уничтожили мало.

Возвращались, латали пробоины,
бинтовались в санчасти и верили,
что везучими были оба мы,
но везенье — оно качелями.
Я тот день помню красно-туманным.
Тело рвали осколочьи жала.
Дотянул. Только друг бездыханный.
Жил геройски, но мало.

Фейерверком расцвечено небо,
как зенитной шрапнелью под Брянском.
Наливаю нам, друг, ветеранские.
Твоя кружка под ломтиком хлеба.

Автор статьи: Владимир Касьянов.