Найти тему
Логопед дает совет

Почему логопед в детском саду не берет на занятия в первой половине сентября

– А когда логопед будет заниматься?

– А почему логопед еще не занимается?

– А логопедические занятия когда будут ?

Такой вопрос возникает не только у родителей детей, вновь зачисленных на логопункт, но даже у родителей, чьи дети уже занимались по программе первого года.

Поэтому хочется рассказать, чем занимается логопед с 1-го по 15-ое сентября.

В целом логопед строит свою работу на нормативных документах, утвержденных Министерством просвещения. В частности, работу логопункта регламентирует Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность". Пункт 2.6. Примерного положения гласит:

Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.

Такие цитаты из нормативных документов, знаю не понаслышке, читать не любит никто. Поэтому поясняю, что все логопеды, мне кажется, из покон веков, а не только с 2000 года, когда Минпросвет решил издать примерное Положение, начинали свою работу в сентябре с того, что осматривали всех детей начиная с 3-х лет.

Это первое, что делает логопед в начале сентября.

Результаты экспресс-диагностики заносятся в специальный журнал и сравниваются с предыдущими результатами, если они были. Так мы следим за динамикой развития речи воспитанников, выявляем детей имеющих трудности в звукопроизношении, фонетико-фонематическом восприятии, связной речи.

Большую роль здесь играют воспитатели. Они лучше знают своих воспитанников и могут подсказать, кто стал говорить лучше, а кто нуждается в особом внимании.

По результатам диагностики я обычно передаю родителям рекомендации. Родителей, чьи дети нуждаются в неотложной помощи приглашаю к себе на индивидуальную консультацию. Такая диагностика помогает держать всех детей под пристальным логопедическим взглядом, и вовремя предложить помощь или направить к специалистам.

Вторая важная вещь, которую необходимо сделать логопеду – это глубокое обследование речи всех воспитанников, зачисленных непосредственно на занятия к логопеду.

С 2022 года на логопункте на одного логопеда у нас в Екатеринбурге приходится 25 воспитанников (раньше было 20). Из этого числа примерно половина – дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и половина с общим недоразвитием речи (ОНР) и вторичными тяжелыми нарушениями (читай ЗПР).

Что такое ФФНР и ОНР писала недавно здесь:

Обследование всех, кто начнет с 15 сентября получать логопедическую помощь, необходимо, чтобы заполнить речевую карту, и составить индивидуальный образовательный маршрут, который поможет вести эффективную работу с ребёнком.

Что касается 25 человек при таком составе, то чиновники от образования очень погорячились, требуя от нас именно такого количества при наличии детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Парадокс в том, что количество детей с ТНР (ОНР) в логопедической группе ограничено предельным количеством - 12 человек. Тогда, как на логопункте будут те же 12-13 детей с ОНР и столько же детей с ФФНР. Неизменно вопрос о количестве, перерастает в вопрос о качестве. Но это лирика.

В целом, сколько бы не было детей в детском саду и на логопункте, логопед будет заниматься по программе с 15 сентября по 15 мая. А в конце учебного года вновь приступит к диагностике.

Совет родителям: если в детском саду есть логопед, то в конце сентября (если еще не получили результатов речевого обследования) можно обратиться с вопросом к воспитателю или, непосредственно, к логопеду.

Тем более стоит обратиться, если есть какие-то сомнения или вопросы по поводу речевого развития вашего ребёнка.