Найти тему

Посвящается Евгению Светланову и Вячеславу Гордееву

Сразу двумя выставками Большой открывает свой 248-ой сезон. Одна из них посвящена главному дирижеру Большого театра с 1963-го по 1965 г. народному артисту СССР Евгению Светланову, другая — хореографу, педагогу народному артисту СССР Вячеславу Гордееву.

1988 год. Поклоны после премьерного представления оперы «Золотой петушок». Фото Г. Соловьева
1988 год. Поклоны после премьерного представления оперы «Золотой петушок». Фото Г. Соловьева

Большой неоднократно посвящал памяти Евгения Светланова (6.09.1928-3.05.2002) свои спектакли, после ухода его из жизни – практически ежегодно. Ныне в честь 95-летия со дня рождения великого дирижёра на Новой сцене начинает работать фотовыставка (9.09-13.11). Фотографии сцен из спектаклей, в постановке которых маэстро принимал участие, поклоны после громких премьерных показов в окружении сияющих артистов перемежаются кадрами, иллюстрирующими вдохновенный творческий процесс и мощный темперамент маэстро.

Трудно представить себе человека, интересующегося музыкой и никогда не слышавшего имени Евгения Фёдоровича Светланова. Светланов — одно из величайших явлений российской музыки. Как Рихтер, Ойстрах, Ростропович, он не просто творил историю российской культуры, но и являлся ее знаменем.

Репетиция. Фото Н. Антипова.
Репетиция. Фото Н. Антипова.

Имя Евгения Светланова неразрывно связано с Большим театром. Светланов даже являлся главным дирижёром Большого театра, правда, недолго — в 1963-65 годах. (Уйдя из Большого, он сразу же стал главным дирижёром Госоркестра). Но в течение всей своей жизни Светланов продолжал возвращаться в Большой театр — и не только для того, чтобы дирижировать текущим репертуаром, но и для того, чтобы создавать новое, творить историю Большого. Перечень постановок, осуществлённых им в Большом театре, просто поразителен: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. Щедрина...

Вячеслав Гордеев в партии Ферхада в балете «Легенда о любви»
Вячеслав Гордеев в партии Ферхада в балете «Легенда о любви»

3 августа семидесятипятилетний юбилей отметил народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Из этих лет — пятьдесят пять было отдано творческой деятельности. В Большом театре она пришлась на 1968-89 годы: Вячеслав Гордеев был одним из ведущих танцовщиков балетной труппы. В экспозиционном зале исторического здания начинает работу (10.09-22.10) интерактивная выставка, посвящённая замечательному артисту.

На больших экранах, сменяя друг друга, нескончаемой вереницей пройдут изображения афиш и сцен из спектаклей с его участием, среди которых балеты «Дон Кихот» (Базиль), «Жизель» (Граф Альберт), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Легенда о любви» (Ферхад), «Спартак» (заглавная партия) и многие другие.

Большой знал его в разных ипостасях — и педагога-репетитора, и хореографа, и даже руководителя балетной труппы. Но главным для него было то призвание, ради которого он пришёл в балет и которое обеспечило ему известность во всем мире, — классического танцовщика. Помимо прекрасных физических данных, его отличали упорство и неутомимость в достижении творческой цели. Так, сам он рассказывал, что буквально бредил партией Спартака и, выстраивая её внутри себя, бесконечно проигрывая в уме все нюансы, доходил до столь сильного физического изнеможения, что после этих упражнений мог только лежать и смотреть в потолок.

В партии Графа Альберта в балете «Жизель». Жизель — Надежда Павлова. Все фото — Георгия Соловьёва.
В партии Графа Альберта в балете «Жизель». Жизель — Надежда Павлова. Все фото — Георгия Соловьёва.

Зрители никогда не догадывались о проделанной работе подобного масштаба. На сцене он демонстрировал порыв, прыжок, эмоцию и силу духа своего героя. Не менее, чем любимые партии в балетах Юрия Григоровича (Спартак и Ферхад в «Легенде о любви»), прославили его ведущие партии в балетах классического наследия — Принц Зигфрид, Граф Альберт, Принц Дезире. В обличье принцев он чувствовал себя прекрасно.

В очень сильной и яркой труппе тех лет (расцвет его таланта пришёлся на 70-е годы прошлого века) он занимал видное место и танцевал с выдающимися балеринами — Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Ниной Сорокиной, Людмилой Семенякой, Надеждой Павловой.

«Мы много выступали вместе — и образы, что были созданы нами в тех спектаклях, стали общей частью наших творческих биографий. Очень важно, с кем ты начинаешь танцевать. На заре своей карьеры в Большом я впервые танцевала партию Мари в балете «Щелкунчик» — вместе со мной дебютировал в центральной мужской роли и Вячеслав Гордеев. Меня поразило, насколько надёжен он был как партнёр и какое зрелое сценическое мастерство, какую виртуозность продемонстрировал на первом же спектакле. Но главное — он был лучезарным, излучал сияние юности. Этот свет я запомнила на всю жизнь, и тот наш «Щелкунчик» оказался для меня настоящей путеводной звездой.

Уверена, только тот, кто непрестанно учится, чего-то достигает в жизни и своей профессии. Вячеслав Гордеев как раз из таких людей. Он очень интеллектуально развит — и он всегда осознанно к этому стремился. Фанатизм в работе, бесконечное уважение к педагогам, чуткость и почтение к партнёрше (после каждого общего спектакля непременно был букет!) — вот слагаемые его успеха и черты его творческой и человеческой личности».

Такие проникновенные слова нашла для Вячеслава Михайловича Гордеева замечательная балерина и партнёрша Людмила Семеняка.