Сразу двумя выставками Большой открывает свой 248-ой сезон. Одна из них посвящена главному дирижеру Большого театра с 1963-го по 1965 г. народному артисту СССР Евгению Светланову, другая — хореографу, педагогу народному артисту СССР Вячеславу Гордееву.
Большой неоднократно посвящал памяти Евгения Светланова (6.09.1928-3.05.2002) свои спектакли, после ухода его из жизни – практически ежегодно. Ныне в честь 95-летия со дня рождения великого дирижёра на Новой сцене начинает работать фотовыставка (9.09-13.11). Фотографии сцен из спектаклей, в постановке которых маэстро принимал участие, поклоны после громких премьерных показов в окружении сияющих артистов перемежаются кадрами, иллюстрирующими вдохновенный творческий процесс и мощный темперамент маэстро.
Трудно представить себе человека, интересующегося музыкой и никогда не слышавшего имени Евгения Фёдоровича Светланова. Светланов — одно из величайших явлений российской музыки. Как Рихтер, Ойстрах, Ростропович, он не просто творил историю российской культуры, но и являлся ее знаменем.
Имя Евгения Светланова неразрывно связано с Большим театром. Светланов даже являлся главным дирижёром Большого театра, правда, недолго — в 1963-65 годах. (Уйдя из Большого, он сразу же стал главным дирижёром Госоркестра). Но в течение всей своей жизни Светланов продолжал возвращаться в Большой театр — и не только для того, чтобы дирижировать текущим репертуаром, но и для того, чтобы создавать новое, творить историю Большого. Перечень постановок, осуществлённых им в Большом театре, просто поразителен: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. Щедрина...
3 августа семидесятипятилетний юбилей отметил народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Из этих лет — пятьдесят пять было отдано творческой деятельности. В Большом театре она пришлась на 1968-89 годы: Вячеслав Гордеев был одним из ведущих танцовщиков балетной труппы. В экспозиционном зале исторического здания начинает работу (10.09-22.10) интерактивная выставка, посвящённая замечательному артисту.
На больших экранах, сменяя друг друга, нескончаемой вереницей пройдут изображения афиш и сцен из спектаклей с его участием, среди которых балеты «Дон Кихот» (Базиль), «Жизель» (Граф Альберт), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Легенда о любви» (Ферхад), «Спартак» (заглавная партия) и многие другие.
Большой знал его в разных ипостасях — и педагога-репетитора, и хореографа, и даже руководителя балетной труппы. Но главным для него было то призвание, ради которого он пришёл в балет и которое обеспечило ему известность во всем мире, — классического танцовщика. Помимо прекрасных физических данных, его отличали упорство и неутомимость в достижении творческой цели. Так, сам он рассказывал, что буквально бредил партией Спартака и, выстраивая её внутри себя, бесконечно проигрывая в уме все нюансы, доходил до столь сильного физического изнеможения, что после этих упражнений мог только лежать и смотреть в потолок.
Зрители никогда не догадывались о проделанной работе подобного масштаба. На сцене он демонстрировал порыв, прыжок, эмоцию и силу духа своего героя. Не менее, чем любимые партии в балетах Юрия Григоровича (Спартак и Ферхад в «Легенде о любви»), прославили его ведущие партии в балетах классического наследия — Принц Зигфрид, Граф Альберт, Принц Дезире. В обличье принцев он чувствовал себя прекрасно.
В очень сильной и яркой труппе тех лет (расцвет его таланта пришёлся на 70-е годы прошлого века) он занимал видное место и танцевал с выдающимися балеринами — Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Ниной Сорокиной, Людмилой Семенякой, Надеждой Павловой.
«Мы много выступали вместе — и образы, что были созданы нами в тех спектаклях, стали общей частью наших творческих биографий. Очень важно, с кем ты начинаешь танцевать. На заре своей карьеры в Большом я впервые танцевала партию Мари в балете «Щелкунчик» — вместе со мной дебютировал в центральной мужской роли и Вячеслав Гордеев. Меня поразило, насколько надёжен он был как партнёр и какое зрелое сценическое мастерство, какую виртуозность продемонстрировал на первом же спектакле. Но главное — он был лучезарным, излучал сияние юности. Этот свет я запомнила на всю жизнь, и тот наш «Щелкунчик» оказался для меня настоящей путеводной звездой.
Уверена, только тот, кто непрестанно учится, чего-то достигает в жизни и своей профессии. Вячеслав Гордеев как раз из таких людей. Он очень интеллектуально развит — и он всегда осознанно к этому стремился. Фанатизм в работе, бесконечное уважение к педагогам, чуткость и почтение к партнёрше (после каждого общего спектакля непременно был букет!) — вот слагаемые его успеха и черты его творческой и человеческой личности».
Такие проникновенные слова нашла для Вячеслава Михайловича Гордеева замечательная балерина и партнёрша Людмила Семеняка.