Найти тему
Интерфакс-Россия

Сахалинский губернатор Валерий Лимаренко: "Крупные проекты региона нуждаются в сотнях и тысячах высококвалифицированных специалистов"

Сахалинская область ежегодно на Восточном экономическом форуме подписывает крупные соглашения, в регион приходят новые инвесторы. О ходе реализации проектов, о том, как решаются вопросы транспортной доступности региона и кадровые вопросы, в первый день работы ВЭФ рассказал "Интерфаксу" губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

- Валерий Игоревич, с чем Вы приехали на форум во Владивосток? Какие соглашения собираетесь подписать?

- В планах сахалинской делегации - заключение соглашения с китайской компанией "Шоуненг управление инвестициями". Инвестор намерен реализовать на Сахалине масштабный комплексный проект. Инвестиции составят 20 миллиардов рублей, будет создано 400 дополнительных рабочих мест. Проект предусматривает геологоразведку каменноугольного месторождения, добычу угля, переработку леса, а также модернизацию порта на северо-западном побережье острова в Александровске-Сахалинском районе. Также планируется создать многофункциональный перегрузочный комплекс для работы в рамках проекта.

Будет у нас еще одно соглашение. Сейчас мы начинаем строительные работы в рамках модернизации Корсаковского порта. Этот стратегический проект важен не только для Сахалинской области, но и всей России, которая нацелена на сотрудничество со странами Востока. При поддержке федеральных властей мы проведем дноуглубление, создадим защитные сооружения. В итоге вместо небольшого регионального порта появится круглогодичный крупный транспортный узел с современной инфраструктурой. А это дополнительные рабочие места для жителей области и доходы в бюджет, развитие экономики всего российского Дальнего Востока.

Важность Корсаковского порта заключается не только в грузопотоках. Сахалин и Курильские острова расположены в богатейшем районе Мирового океана. Здесь сосредоточены большие запасы ценных водных биологических ресурсов. Поэтому мы намерены создать в порту полноценный рыбный кластер. В его состав войдет перерабатывающий комплекс компании "Гидрострой" на 500 тонн сырья в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тысяч тонн. Соответствующее соглашение с инвестором сахалинская делегация подпишет в ходе форума. Компания вложит в проект 6,5 миллиардов рублей, создаст 250 рабочих мест.

- Для Сахалина и Курильских островов транспортная доступность - тема всегда актуальная. Как вы решаете проблему сообщения с материком?

- Работаем сразу по нескольким направлениям. В этом году на линию Холмск - Ванино вышел новый паром "Александр Деев". Он сделает более стабильным работу жизненно важной для нас паромной переправы.

Особое внимание уделяем воздушному сообщению. Осенью прошлого года запустили новую взлетно-посадочную полосу в Охе, это север Сахалина. Совсем недавно, в августе в Южно-Сахалинске заработал новый комфортабельный аэровокзал. Продолжаем строить в областном центре взлетно-посадочную полосу, которая сможет принимать все типы самолетов.

В ближайшее время на острове Парамушир завершим строительство еще одного объекта воздушного транспорта. Взлетно-посадочная полоса сделает более стабильным сообщение между Северными Курилами и Большой землей.

Впрочем, жителей региона волнуют не только морские суда и полеты на материк. На форуме мы подпишем соглашение, цель которого - интеграция железной дороги в систему городского транспорта Южно-Сахалинска. На реализацию этого проекта ОАО "Российские железные дороги" направит свыше 2,2 миллиарда рублей.

Сегодня областной центр из-за большого количества частных машин задыхается в утренних и вечерних пробках. Выход есть - следует развивать пассажирские перевозки городским транспортом. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что значительную долю нагрузки может взять на себя железная дорога. Стальная магистраль соединяет областной центр с отдаленными районами города, с соседними населенными пунктами, откуда идет большой поток машин. Если по железной дороге пойдут комфортабельные рельсовые автобусы с удобным расписанием, ими будут пользоваться многие сахалинцы. Недавно мы запустили первый такой городской экспресс. На каждой остановке можно пересесть на городской автобус, быстро и удобно добраться до нужного места. Уже первый опыт показал - услуга востребована. Так что вместе с железнодорожниками будем продолжать эту работу.

Большое количество автотранспорта в городе порождает еще одну проблему. Это выхлопы, которые напрямую влияют на здоровье людей. Кстати, недавно на Сахалине и Курилах стартовал пилотный проект по ограничению выбросов парниковых газов. К 2026 году Сахалинская область должна стать углеродно нейтральной территорией. Поэтому мы целенаправленно увеличиваем долю транспорта, использующего газ и электротягу. На ВЭФ мы подпишем соглашение о создании в регионе центра ПАО "КАМАЗ", на базе которого будут развиваться транспортные перевозки с использованием экологически чистого топлива.

- Судя по Вашим заявлениям последних месяцев, Вы очень много внимания уделяете развитию кадрового потенциала Сахалинской области. Почему эта проблема Вас беспокоит и как Вы намерены ее решать?

- Мы можем строить любые, самые реалистичные планы. Но они превратятся в пустые мечты, если не будет людей, которые смогут их реализовать.

Сегодня многие юные дальневосточники недовольны качеством образования, которое предлагают региональные вузы, условиями проживания во время учебы. В результате перспективные молодые люди уезжают учиться на запад и далеко не всегда возвращаются домой после получения диплома. А что в регионе? Вечный кадровый голод. Необходимость привлекать специалистов со стороны.

Любую масштабную проблему надо решать комплексно. Мы добились включения проекта по созданию кампуса мирового уровня СахалинTech на базе нашего университета в национальный проект "Наука и университеты", который инициировал президент России Владимир Путин. В этом году уже начинаем строить научно-образовательный комплекс. В него войдут учебные аудитории, научно-исследовательские лаборатории, технопарк, библиотека, спортивные залы, археологический музей. Вместе с ним возведем современный студенческий городок на 1,5 тысячи человек. Студгородок введем в 2025 году, а еще через год - научно-образовательный комплекс.

Но одними стенами проблему высшего образования не решить. Нужны программы, ориентированные под потребности реальной экономики, кадры, которые смогут дать молодежи нужные знания. Поэтому уже сейчас в университете идет "пересборка" образовательных программ вместе с ведущими индустриальными компаниями региона. Упор на наши ключевые направления. Это нефтегазовая сфера, энергетика, аквабиотехнологии, марикультура, строительные технологии и материалы, экология и природопользование, IT и цифровизация.

Также привлекаем к работе в вузе ведущих сахалинских ученых, сотрудников научных институтов и лабораторий, приглашаем специалистов из разных регионов страны. Например, в ходе ВЭФ наша делегация подпишет три соответствующих соглашения. Будем сотрудничать с Московским государственным университетом геодезии и картографии. Вместе с известной компанией "1С" займемся повышением знаний студентов, аспирантов и преподавателей университета в области автоматизации и цифровизации бизнеса.

- Куда пойдут работать выпускники кампуса?

- Работа найдется. Например, нефтегазовая сфера постоянно нуждается в высококвалифицированных кадрах. В этом году в рамках шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" суммарная добыча углеводородов выросла, несмотря на санкции.

Сейчас мы реализуем еще один важный проект - строим нефтегазовый парк. На этой площадке будут работать компании, оказывающие сервисные услуги добывающим предприятиям. До недавнего времени эти работы выполнялись в основном за пределами области. Поэтому мы решили исправить ситуацию и организовать оказание услуг на нашей территории.

Строим также агропромышленный парк, который обеспечит современные условия для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, начинаем модернизацию Корсаковского порта. Создаем еще один крупный порт на восточном побережье Сахалина.

Это только самые крупные проекты региона, которые нуждаются в сотнях и тысячах высококвалифицированных специалистов.

- Традиционный международный энергетический форум "Нефть и газ Сахалина" в этом году состоится? Не придется отказаться от мероприятия из-за санкций?

- Прежде на футбольных афишах писали: матч состоится при любой погоде. Вот и наше ежегодное мероприятие пройдет по традиции в конце сентября в Южно-Сахалинске.

Форум "Нефть и газ Сахалина" - важная площадка для обсуждения и принятия стратегических решений, укрепления международной кооперации и взаимовыгодного сотрудничества. В этом году ее значение даже возрастает. Нам предстоит обсудить наиболее актуальные вопросы развития энергетической отрасли Сахалина и Дальнего Востока в условиях ограничений, реализацию политики импортозамещения, а также климатические проекты. То есть, в повестке дня будут сугубо прикладные вопросы.

- Компания "НоваВинд" рассматривала вопрос о строительстве ветропарка на Сахалине. Завершила ли она исследования, которые должны дать ответ о перспективности проекта? Какие выводы? Есть ли конкретные договоренности, твердые контракты?

- Эта работа ведется в рамках правительственной программы по развитию возобновляемых источников энергии. Занимается ей "Новавинд" - дивизион государственной корпорации "Росатом". Сейчас компания устанавливает ветроизмерительную установку в Томаринском районе. Она будет работать в течение года. По расчетам инвестора, ветропарк мощностью до 20 МВт будет построен до конца 2025 года.

- Президент РФ в мае текущего года поручил правительству РФ и областной власти до сентября утвердить планы комплексного социально-экономического развития Южно-Сахалинской городской агломерации (Южно-Сахалинск, Корсаков), определив источники финансирования. На какой стадии выполнения это поручение? Какова общая стоимость проекта развития агломерации? Из каких источников он будет финансироваться?

- В конце июля текущего года глава правительства Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил мастер-планы развития пяти дальневосточных городов. Среди них и первый пояс Южно-Сахалинской агломерации. В документе предусмотрена модернизация Корсаковского порта, строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска, а также создание образовательного кластера "Кампус "СахалинTech". Объем финансирования до 2027 года - свыше 104 миллиардов рублей. В этой сумме учтены и средства федерального бюджета, 60,8 миллиарда рублей.

- Как идет реализация программы по расселению ветхого и аварийного жилья? Ее, как и предыдущую программу, тоже планируется выполнить с опережением?

- Наш регион первым в стране выполнил программу расселения зданий, признанных аварийными до 1 января 2017 года. В ее рамках 4 тысячи 179 человек улучшили свои жилищные условия.

Сразу же мы приступили к реализации второй программы. Она затрагивает жилье, которое получило статус аварийного после 1 января 2017 года. Работы предстоит гораздо больше. До 2026 года надо обеспечить комфортным жильем 33 тысячи человек.

- Справитесь?

- Конечно. Наша строительная отрасль набрала отличные темпы. Уже два года подряд мы вводим в строй более 500 тысяч квадратных метров жилья. Это более одного метра на жителя области. Очень высокий показатель.

Кроме того, нам удалось привлечь беспрецедентное федеральное финансирование. В прошлом году островному региону одобрили 11 миллиардов рублей. В этом - еще 6 миллиардов. Поэтому за время действия второй программы мы переселили в комфортное жилье 10 тысяч человек. В этом году улучшат жилищные условия еще 3 тысячи жителей области.