Борьба за власть в конце XIII в. После смерти в 1263 г. великого князя Александра Ярославича Невского великокняжеский стол сначала перешел к его братьям Ярославу Ярославичу (1263—1272 гг.) и Василию Ярославичу (1272—1276 гг.), а потом к его старшим сыновьям—Дмитрию Александровичу (1276— 1294 гг.) и Андрею Александровичу (1294—1304 гг.).
Княжение сыновей Александра Невского протекало в обстановке непрекращавшейся ожесточенной борьбы между князьями за великокняжеский стол. Когда Дмитрий Александрович стал великим князем, Андрей Александрович, которому отец оставил Городец на Волге, опираясь на татар, согнал брата с великого княжения. Дмитрий, бежавший сначала в Псков, в свою очередь сумел добиться поддержки со стороны могущественного темника, Ногая.
Однако успех Дмитрия Александровича оказался кратковременным. Андрею Александровичу удалось получить поддержку в Золотой Орде и с ее помощью, а также с помощью большинства русских князей окончательно разгромить Дмитрия Александровича.
Во время борьбы между Дмитрием и Андреем тверские князья (сыновья Ярослава Ярославовича, Святослав и Михаил) и московский князь Даниил Александрович обычно действовали как союзники на стороне Андрея Александровича. После победы последнего тверской и московский князья совместно выступали против великокняжеской политики Андрея Александровича.
Борьба между северо-восточными русскими князьями в конце XIII в. имела двойной характер: старшие и болоо сильные князья боролись за Владимирский великокняжеский стол, младшие князья стремились отстоять свою независимость от притязаний великокняжеской власти.
Начало усиленна Тверского и Московского княжеств.
Рубеж между XIII и XIV вв. был в истории Северо-Восточной Руси очень важным моментом. К этому времени монголо-татарская власть над русскими землями приняла свою окончательную форму. Татарские нападения, произведенные в первые десятилетия ордынской власти, оставили глубокие следы. Татары при своих нападениях обычно поднимались по Волге, затем переходили на Оку, громили по дороге окраинную Рязанскую землю, шли дальше Окой и вторгались в окско-волжское междуречье. По мере продвижения в глубь русских земель сила татарского удара ослабевала.
Поэтому Московское и Тверское княжества, прикрытые со стороны Золотой Орды окраинными русскими землями, меньше страдали от татарских нападений. Из этого обстоятельства вытекали два последствия, способствовавшие усилению Московского и Тверского княжеств: во-первых, хозяйственная жизнь на их территории подверглась меньшому разрушению, чем на территории других окраинных русскихземель, во-вторых, население пограничных земель, уходившее под угрозой татарского нападения, частично оседало в московских и тверских пределах.
В то время как окраинные русские земли пустели, Московское и Тверское княжества не только сохраняли свое основное население, но и увеличивали его эа счет притока беженцев. Эти обстоятельства объясняют сравнительную населенность Тверского и Московского княжеств в начале XIV в., а следовательно и возросшую экономическую и политическую силу их князей.
Москва занимала очень выгодное географическое положение в центре важнейших речных путей. Из Новгорода в Суздальскую землю, или «на низ», ездили рекой Метой, откуда у Волочка переволакивались в Тверцу; далее следовали течением этой реки, а затем поднимались по реке Шоше (правый приток Волги) и по ее притоку Ламе. Из Ламы существовал волок на Истру, впадающую в Москва-реку. На этом волоке впоследствии возник Волок на Ламе (Волоколамск).
Путь по Москва-река продолжался до впадения в нее реки Яузы. Поднимаясь по Лузе, переходили около Мытищ (место, где собирался смыт», т. е. таможенная пошлина) на Клязьму, впадающую в Оку. Этот речной путь сокращал расстояние между Новгородом и нижним течением Оки, так как представлял собой как бы хорду, стягивающую дугу, какой являлось выгнутое к северу течение Волги.
Область верхней Волги и земли, лежавшие к северу от нее, соединялись с Рязанской землей дорогой, которая шла через Коломну, Москву и Дмитров. От Дмитрова открывался речной путь по Яхроме и Волге на Мологу и Шексну. Дорога из Смолен¬ска в Суздальскую землю проходила через Можайск и Москву.
Около середины XIII в. сообщение между Приднепровьем и Ростсво-Суздальской землей стало поддерживаться и по «прямоезжей» дорого через верховья Оки и Москву. Таким образом, Москва оказалась в центре разветвленных путей, что имело большое значение для ее будущего экономического развития и политического значения.
Местоположение Твери и устье реки Творцы, недалеко от впадения ее в Волгу, также было очень благоприятным для ее экономического развития и политического значения. Волга связывала северо-западные города, в том числе Новгород, с Суздальской землей и о камской Болгарией, игравшей крупную роль в восточной торговле.
Если новгородцы в своих поездках в Суздальскую землю могли миновать Москву, пользуясь более длинной дорогой по Волге, то миновать Тверь они не были в состоянии. Поэтому занятие Твери силами, враждебными Новгороду, приводило к прекращению новгородской торговли с «низом», т. о. о Суздальской землей.
В конце XIII в. появились признаки, свидетельствующие о начинавшемся усилении Тверского и Московского княжествв Орду, где Юрию Данииловичу нетрудно было обвинить своего противника в действиях против хана и его власти, тем более что в тверском плену к этому времени умерла московская княгиня, сестра Узбека. Кроме того, Михаил был обвинен в утайке собранной дани. По приказу хана Михайл Ярославич был казнен.
Юрию Данииловичу удалось удержать великое княжение только в течение четырех лет (1318—1322 гг.). Сбор большого ордынского выхода привел к столкновению о местными князьями. Тверские князья, воспользовавшись том, что Юрий Даниилович, взявший с них «выходное серебро», по отдал его тотчас ханскому послу, п ушел о ним в Новгород, со своей стороны обвинили его перед Узбеком.
В результате сын казенного в Орде Михаила Ярославича, тверской князь Дмитрий Михайлович «Грозные очи», получил от хана ярлык и занял великое княжение (1322—1325 гг.). Когда противники вновь встретились в Орде, Дмитрий Михайлович ото¬мстил за кровь отца и убил в 1325 г. Юрия. Вслед за этим он был сам казнен по приказу хана. Великое княжение досталось его брату Александру Михайловичу (1325—1327 гг.). Московским князем стал брат убитого Юрия Иван Даниилович Калита.
К этому времени все остальные братья, сыновья Даниила Александровича, умерли бездетным. Поэтому Иван и Даниилович наследовал все московские земли, по имен ни братьев, ни племянников. В 1327 г. произошло восстание против татар в Твери. Не доверяя русским князьям, Узбек послал в Тверь своего двоюродного брата Чол-хана, известного в русских былинах под именем Щелкана Дюденевича. По летописным известиям, татары чинили различные насилия над тверичами и даже прогнали самого великого князя с ого двора. В результате в Твери вспыхнуло народное восстание, во время которого Чол-хан и многие приехавшие с ним татары частью были убиты, частью сожжены в занятом ими дворе, а остальные бежали в Орду через Москву. Иван Калита умело использовал тверские события в свою пользу.
Он отправился в Орду и возвратился обратно с большой татарской военной силой для наказания Твери. Тверская земля подверглась сильному разорению, а сам Александр Михайлович с братом бежал в Псков. Одержав победу над тверским князем, Иван Калита в 1328 г. получил ярлык на великое княжение.
Источник: https://kvb.by/rubric/istoriya/25-04-2023/borba-za-velikoe-knyazhestvo-vladimirskoe