Итак, мы с вами переносимся в Кирену – один из знаменитейших городов Античности и центр исторической области, известной как Киренаика. Ко времени интересующих нас событий Кирена уже сбросила узы персидского господства и перешла под власть первого представителя египетской династии Птолемеев.
Здесь, предположительно не позднее 310 года до н.э. в семье Батта сына военачальника Каллимаха родился мальчик, которого назвали в честь деда. О детстве и юности его, впрочем, как и о жизни в целом, нам известно немногое.
Как следует из различных упоминаний, Каллимах был человеком весьма образованным, чему не могли не способствовать тогда ещё памятные традиции киренской школы философов, сформировавшейся полутора веками ранее. Ряд исследователей полагают, что он получил образование в афинской школе перипатетиков. Но, по-видимому, жизнь в этом полисе не привлекла юношу, и он перебрался в Элевсин. Здесь средства к существованию ему доставляло место учителя.
К этому времени относится и начало поэтического творчества Каллимаха, которое было высоко оценено как современниками, так и потомками (иначе откуда мы могли бы узнать о самом существовании такого литератора?). Слава поэта оказалась так велика, что на него обратил внимание царь Птолемей II Филадельф. Каллимах был приглашён в Александрию (столицу эллинистического Египта), где ему была предложена, как сказали бы сейчас, работа мечты – должность в Мусейоне, в состав которого входила и знаменитая Александрийская библиотека. Кто же откажется от такого шанса, да ещё и с возможностью трудиться и обучаться под началом самого Зенодота Эфесского – поэта, филолога-грамматика, комментатора поэтического наследия Гомера?
Каллимах трудился в библиотеке более 20 лет. За это время им были написаны сотни прекрасных поэтических произведений и научных трудов, дошедших до нас лишь частично. Среди них нашлось место и «Пинакес», или «Таблицам», которые и позволил назвать учёного отцом библиографии.
«Таблицы», полное название которых звучит как «Таблицы тех, кто просиял во всех областях знания, и трудов, которые они сочинили», состояли из 120 книг. В каждой была представлена информация о произведении, включающая его название, имя и биографию автора, аннотацию. Все сочинения, вошедшие в этот список, были поделены на восемь групп, вероятнее всего, в соответствии с выделявшимися в то время отраслями научного знания. Ратуя за максимальную полноту своего труда, Каллимах кропотливо устанавливал имена авторов, включаемых в «Таблицы» произведений. Если же отсутствовало название, он придумывал его сам. Таким образом библиотека получила своеобразный каталог.
О том, насколько успешным был труд, можно судит по количеству цитат и отсылок к нему в трудах современников и ученых более поздних веков. К большому сожалению исследователей «Таблицы» дошли до нас именно в виде таких упоминаний и очень небольших фрагментах, чему немало способствовали и пожар в Александрийской библиотеке, и недолговечность материала, на котором они были написаны.
Каллимах покинул этот мир около 240 года до н.э., оставив по себе две строчки эпитафии:
«Баттова сына могилу проходишь ты, путник. Умел он
Песни слагать, а подчас и за вином не скучать»
Получить более подробные сведения о других сторонах творческого и научного наследия Каллимаха из Кирены вы можете из первого тома издания «Галерея античных философов», подготовленного В.Я. Кисиль и В.В. Рибери и вышедшего в 2002 году в московских издательствах «Гранд» и «Фаир-Пресс».