- Мощность большинства современных т.н. тактических ядерных зарядов, колеблется в среднем от 2 до 15 килотонн.
- Люди, и все живое, находившееся в полукилометре от эпицентра взрыва, погибли сразу - от них не осталось даже пепла.
- 9 августа, почти тоже самое повторилось в другом японском городе, Нагасаки. Там была задействована еще одна бомба, под названием "Толстяк".
Некоторые современные деятели, как-то очень легко говорят о возможности применения ядерного оружия. Они конечно добавляют о ограниченном применении, о том что это могут быть лишь тактические заряды и т.п. Тактические заряды считаются менее мощными, в сравнении со стратегическими, которые несут тяжелые ракеты, т.н. "стратегические" тяжелые бомбардировщики, или подводные торпеды большой мощности. Многие люди, как и сами безответственные политики, видимо не представляют, о чем идет речь, на самом деле.
Если исходить только из количества килотонн, то первую, примененную против людей и природы, атомную бомбу "Малыш", сброшенную американцами на японский город Хиросиму, можно отнести, как раз, к тактическому ядерному заряду - 13 -17 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Мощность большинства современных т.н. тактических ядерных зарядов, колеблется в среднем от 2 до 15 килотонн.
Теперь давайте рассмотрим последствия взрыва этого "малыша". Не будем пока говорить о моральной составляющей данного действа.
И так, 6 августа 1945 г. примерно в 8 часов, 12 или 15 минут утра, по местному времени, пролетавший над Хиросимой американский бомбардировщик Б-29, с названием "Энола Гэй" (американские летчики присваивали имена своим самолетам, часто называя их в честь своих родственников) названный так в честь матери командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил над центром города первую в мире атомную бомбу.
Образно говоря: "Сын американской матери, уничтожил японский город".
Взрыватель "Малыша" сработал на высоте, примерно, чуть более 500 м над уровнем земли. В это время, в городе шла обычная утренняя жизнь: дети бежали в школу, их родители шли на работу или на службу, кто-то готовил завтрак, кто-то спешил в магазин или ближайшую лавку, дамы делал прическу в парикмахерской, пациенты были на приеме у врача: 340-360-тысячный город, жил своей монотонной городской жизнью. И вдруг…
Вот это "вдруг" - разделившее мир на до и после, и по сей день, вызывает массу споров, толков и суждений.
По описаниям выживших очевидцев, вначале они услышали сильнейший, душу и слух раздирающий звук, так будто ударило в один момент, несколько сот гроз. Затем была ярчайшая вспышка в "сто солнц" и одновременно с этим, пошло сразу две волны: тепловая и ударная.
Люди, и все живое, находившееся в полукилометре от эпицентра взрыва, погибли сразу - от них не осталось даже пепла.
Многие, наверно видели фото, сделанные по прошествии нескольких дней после взрыва: на бетонных плитах и кирпичных стенах тень человека, т.е. все что осталось от людей после взрыва - их тени, отпечатанные радиацией, как страшным фотопечатным устройством. Дома и различные постройки были полностью уничтожены или сильно разрушены в радиусе километра от эпицентра, остальные дома, находящиеся на расстоянии от 1 до 4 километров просто сгорели. Горели даже камень и железо. В радиусе от 4 до 15 км. в жилищах вылетали стекла и пострадали легкие постройки.
Звук взрыва был слышен на удалении более 30 км от города, а вспышка была видна аж за 40 км.
Сказать что в городе творился ад - значит ничего не сказать - земля превратилась сразу десятки адов. Взрыв вызвал сильное движение воздушных масс: в начале, ураганным ветром несло от города все, что ветер смог поднять: элементы легких построек, людей и даже камни, а затем наоборот, как будто, какая-то неведомая сила, гнала сильнейший ветер в город, причем одновременно со всех сторон. Образовалась вакуумная воронка. Ветер способствовал еще большему распространению бушующих пожаров: большое количество людей, не уничтоженных взрывом, погибло в огнедышащем зареве огня.
Поднятые взрывом в верх, на высоту до 10 км, массы пепла и гари, смешались с воздушными потоками и выпали на землю черным дождем. Люди тогда не понимали, что этот дождь страшен не только своим черным цветом. Это был радиоактивный дождь, несший страшную болезнь и медленную мучительную смерть.
Оказывать пострадавшим людям, более менее квалифицированную медицинскую помощь, в первые часы после взрыва, было не кому - 90% медицинских работников погибло при взрыве. Госпиталь и главная городская больница находились в центре города.
У людей, подвергшихся сильному облучению, на их глазах кожа превращалась в лохмотья. Многие люди погибали от болевого шока и постигшего их ужаса.
В Токио не сразу поняли что произошло в Хиросиме. Даже на следующий день после взрыва столичные японские газеты писали об атаке на Хиросиму нескольких сотен американских бомбардировщиков. И только после выступления перед нацией, американского президента Трумэна, объявившего о применении против Японии новейшего вида оружия, японская верхушка осознала, что отвечать на это, им, практически, нечем.
9 августа, почти тоже самое повторилось в другом японском городе, Нагасаки. Там была задействована еще одна бомба, под названием "Толстяк".
Нагасаки "повезло" - если, здесь, вообще уместно говорить о везении - чуть больше: поскольку город располагался среди холмов, а бомба была сброшена не на центр города, как в Хиросиме, а где-то на окраине, за холмом, в месте расположения промзон сталелитейного завода и завода по выпуску торпед, принявших на себя главный удар - непогода и сильная облачность помешала пилотам второго "самолета смерти", сбросить страшный груз точно на цель. Сказалось и то, что часть жителей Нагасаки, была эвакуирована, из-за предыдущих бомбардировок фугасными бомбами, которым подвергся город, в июле и начале августа. По различным данным, население Нагасаки, на момент бомбардировки, составляло 200-220 тыс.
Но и в Нагасаки, творился почти такой же ужас: выжившие после чудовищного взрыва люди метались в панике, и многие так же сгорели в пожарах. Правда, в отличие от Хиросимы, в Нагасаки остались в живых некоторые пожарные команды и медицинские работники. Также, в Нагасаки, остались живыми мэр и часть руководства города, они и возглавили организацию ликвидации последствий ядерного армагеддона. Пострадавшим оказывалась первая медицинская помощь, раненых, вывозили в ближайшие сохранившиеся больницы и в другие населенные пункты. Тогда еще не знали про радиацию. Это тоже сказалось на количестве жертв, только уже позднее. Взрыв над Нагасаки затронул район площадью в 110 квадратных км.
Радиоактивное излучение, вызывающее лучевую болезнь, будет преследовать выживших жителей Хиросимы и Нагасаки всю жизнь. Кто-то погибнет в течении первого же года. Другие в течении двух, трех, пяти, десяти и более лет - тут все зависело от дозы полученного облучения.
Но и это еще не все. Даже те "счастливцы", которые смогли продолжить жить, сумели создать семьи и родить детей, всю жизнь боролись с тяжелыми последствиями лучевой болезни. Боролись не только они сами, страдали так же и их дети.
Статистика удручающая: в Хиросиме, в результате ядерного удара американской авиации, сразу погибло - около 60 тыс. человек; в Нагасаки - около 40 тыс. Всего, в результате применения ядерного оружия по двум японским городам в течении 4 суток, было уничтожено, порядка 100 тыс. жителей, в основном мирного населения.
Но это сухие цифры. Когда говорят: "Погибло столько то человек", как правило не уточняют возрастной и половой состав погибших. А ведь, как минимум, половина убитых атомным взрывом, были детьми, которые уж точно никак не влияли на проводимую официальным Токио, захватническую милитаристскую политику. Не менее четверти составляли женщины, в т.ч. беременные.
В этой связи, примечательна фраза американского президента Трумэна, сказанная им в ходе выступления, на следующий день после трагедии Хиросимы:
"Мы сейчас готовы уничтожить еще быстрее и полнее, чем раньше, все наземные производственные мощности японцев в любом городе. Мы уничтожим их доки, фабрики и их коммуникации. Пусть не будет никакого недопонимания - мы полностью уничтожим способность японцев вести войну…"
- в этой речи, президент США, говоря о уничтожении японской инфраструктуры, ни словом не обмолвился о людских жертвах. Так, будто в Японии никто и не жил вовсе.
На поверку вышло, что ради пары заводов и порта в Нагасаки, завода, военного склада и штаба 2 оборонительной армии в Хиросиме, были уничтожены и сами города, с их населением.
Уже к концу 1945 г. количество жертв ядерной бомбардировки возросло до 160-166 тыс. т.е. более чем на 50 % от погибших в первые дни. А к 50 годам прошлого века, количество жертв исчислялась уже двумястами тысячами человек - последствия облучения и радиации.
Люди продолжали жить в подвергшихся бомбардировке районах, поскольку тогда, еще мало знали о радиоактивном загрязнении. В результате, даже жители, не находившиеся на момент взрыва в районе поражения, по возвращении домой, так же подвергались, пусть и более слабому, но все же радиоактивному воздействию.
По официальным данным Японии, на 2013 г. число умерших от радиоактивного поражения (включая детей родившихся уже после войны), составило в Хиросиме - 286 818 человек, в Нагасаки - 162 083 человека, общее число жертв ядерной атаки и ее последствий составило прядка 450 тыс. человек. Такова цена применения двух, близких к тактическим, по современным меркам, зарядов.
Поэтому, когда, некоторые, безответственные, современные политики и теле-"эксперты", так запросто рассуждают о возможности применения тактического ядерного оружия, им следует, что называется: ставить на вид трагедию Хиросимы и Нагасаки, с цифрами и фактами. Потому что, никакие политические, социальные и экономические проблемы, никакие межгосударственные противоречия, не могут быть оправданием для применения, этого, поистине варварского вида оружия.
Страшный пример двух японских городов, и сегодня, является напоминанием человечеству, напоминанием о том, что все живое, создано для жизни. Ядерная энергия, используемая в военных целях, полностью противоречит законам природы. Законам человеческого бытия. Атом может и должен быть только мирным, и служить на благо людям. Страшная тень Хиросимы, всегда будет довлеть над нами, пока в мире, кто-то пытается бряцать атомным "пистолетом".
В ноябре 1946 года, по указанию Трумэна, была создана комиссия, для изучения последствий атомной бомбардировки. Выводы комиссии были неутешительны: среди жертв ядерного взрыва, в большинстве своем оказались люди непричастные к видению военных действий - мирное население, военнопленные, мобилизованные для работ корейцы и китайцы, жители других азиатских стран и 3 200 граждан США, вынужденно находившиеся в Японии после начала войны.
Тем не менее в 2015 г. внук президента Трумэна заявил о том, что его дед, до конца жизни считал, что США правильно применили атомное оружие, и его страна никогда не раскается и не попросит за это прощения.
Извечный спор истории: что выше и значительнее: человеческие жизни и гуманистические принципы, или соображения политической и военной целесообразности?
И все же, несмотря на сложную международную обстановку, будем надеется на то, что страшная тень Хиросимы, навсегда останется в прошлом.