Одной из причин ослабления рубля стало падение экспорта, а также иностранных инвестиций в Россию на фоне санкций, заявил в интервью РБК президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. При этом бизнесмен не согласился с экс-главой банка «Открытие» Михаилом Задорновым в том, что на курс также влияют зависшие в Индии рупии от продажи российской нефти.
Сейчас страна перешла в совершенно новые реалии: «колоссальные санкции и специальная военная операция, которая требует больших денег», отметил Костин. По его словам, подобные потрясения не могут проходить без волатильности на финансовом рынке.
В частности, произошли «изменения в торговом балансе», «падение экспорта». «И не только экспорта, еще и инвестиций: ни портфельных, ни прямых иностранных западных инвестиций больше нет. Значит, валюта в страну не приходит», — разъяснил банкир.
В сложившихся условиях «необходимы интервенции», и власти уже их совершают, отметил Костин. Так, ЦБ приостановил покупку валюты по бюджетному правилу, при этом запустил продажу юаней вне зависимости от нефтегазовых доходов, а также решил с 14 по 22 сентября почти в десять раз увеличить продажи валюты в рамках зеркалирования сделок ФНБ, напомнил бизнесмен.
По его словам, регулятор «должен сейчас дать по рукам спекулянтам, потому что рынок играет против рубля».
Кроме того, ЦБ «уже поднял ключевую ставку и поднимет, может быть, еще раз», добавил Костин. «Эти меры должны повлиять [на рубль] — не повлияют, уверен, будут найдены другие меры», — заключил он и предложил в качестве возможного варианта ограничить не только валютные, но и рублевые переводы россиян за границу.
Есть и ряд других мер, добавил глава ВТБ. «Правительство вот предлагает более жесткий валютный контроль ввести», — пояснил он.
Вместе с тем Костин не считает зависшие рупии одним из ключевых факторов ослабления рубля. «С [экс-главой "Открытия"] Михаилом [Задорновым] не согласен здесь. Во-первых, по нашим оценкам, уже относительно небольшая часть рупий зависла. А во-вторых, сейчас и мы, и "Сбер", и другие делаем конверсию рупий в рубли», — пояснил предправления ВТБ.
Он пояснил, что торговые сделки проводятся через юани, «но идет и прямая конверсия рупия — рубль». «У нас обычно используются посредники из Индии, из Эмиратов. Там определенная комиссия берется, дисконт, но в принципе объемы уже большие. Мы — каждый — можем уже на суммы сотни миллиардов рублей переваривать за год. Поэтому тема рассасывается, это не фактор влияния на сегодня. У многих наших клиентов вроде и не осталось рупий», — подытожил Костин.