Найти в Дзене
Подвиги

Николай Пиксин - меценат, который старается сохранить мордовское село Даньшино в Пензенской области, свою малую родину

Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»! Николай Пиксин - меценат, который старается сохранить мордовское село Даньшино в Пензенской области, свою малую родину. В 2022 году Николай стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.
- Николай, расскажите, как у вас родилась идея возродить вашу малую родину? Дело-то непростое. - Да, непростое, но и несложное, а скорее душевное. Помню, как наткнулся на статью в газете, пока ждал поезд Москва – Пенза на Казанском вокзале. Там писали о том, что по всей стране стремительно пустеют деревни - ежегодно до 25 тысяч просто исчезают с карты России. От этих строк во мне что-то дрогнуло, и я подумал, что это может коснуться и моего села. Ведь там оставалась-то горстка старичков, и через 10-15
Николай Пиксин. Фото из личного архива героя
Николай Пиксин. Фото из личного архива героя

Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!

Николай Пиксин - меценат, который старается сохранить мордовское село Даньшино в Пензенской области, свою малую родину. В 2022 году Николай стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.

- Николай, расскажите, как у вас родилась идея возродить вашу малую родину? Дело-то непростое.

- Да, непростое, но и несложное, а скорее душевное. Помню, как наткнулся на статью в газете, пока ждал поезд Москва – Пенза на Казанском вокзале. Там писали о том, что по всей стране стремительно пустеют деревни - ежегодно до 25 тысяч просто исчезают с карты России. От этих строк во мне что-то дрогнуло, и я подумал, что это может коснуться и моего села. Ведь там оставалась-то горстка старичков, и через 10-15 лет село постигла бы участь деревень, уже канувших в Лету.

Я не мог себе представить, что больше не будет места, где я рос. Вместе с ним погибли бы не только мои воспоминания, но и целое звено мордовской культуры на пензенской земле, потому как это исконно мокшанское село. Согласитесь, это ответственность уже категорией выше!

Ещё я прекрасно помнил рассказы отца, как они в послевоенные годы восстанавливали Даньшино ради нас, своих детей. Кругом нищета, разруха, голод, но они строили и верили в будущее. Нас у родителей было семеро, я самый младший, всё детство пробегали по улицам босые, голодные, в рванье, но выжили благодаря им. Тогда-то я себя и спросил впервые: неужели ты оставишь всё как есть?! Неужели дашь родному селу погибнуть?

Николай Пиксин понял, что не может позволить умереть родному селу. Фото из личного архива героя
Николай Пиксин понял, что не может позволить умереть родному селу. Фото из личного архива героя

Я уже ехал в поезде, но всё продолжал размышлять об этом. И по мере того, как я приближался к родине, у меня зрел план. По приезду я предложил отцу восстановить старый дедушкин дом. Он меня осадил сначала, сказав: «Построй-ка мне баньку для начала, а я посмотрю. Если получится хорошо, разрешу снести тот домик и возвести новый, но только деревянный, не кирпичный».

Полгода у меня ушло на баню, и в марте 2011 года состоялась «госприемка» отца. К счастью, ему понравилось и после этого процесс пошел: я построил новый дом на месте дедушкиного, потом гостевой в немецком стиле… А затем мысли иссякли. Что делать дальше, я не знал.

Так совпало, что в те дни я познакомился с монахом Афонского подворья в Москве. Он пригласил меня в поездку на Афон, и я с необычной для себя легкостью согласился. Пробыл там три дня: молился и нёс послушание, а на третий день отправился на исповедь и причастие. Помню, как стоял в очереди к высокому худощавому монаху лет 70-80 – отцу Владимиру. Недоумевал, как смогу рассказать ему всё, а когда подошла моя очередь, меня пронзил его взгляд-рентген, он будто уж всё обо мне знал, и речь полилась сама собой. Я говорил и не мог остановиться, пока не высказался дочиста.

А потом спросил отца Владимира, что мне дальше делать в жизни, хочется восстановить село, но не знаю, как именно. Его слова стали для меня ответом на всё: «Сынок, а ты делай то, что душа и сердце просят, не слушай никого больше. И однажды ты увидишь, сколько радости принесёшь людям».

Вернувшись в Даньшино, первым делом я возвёл часовню Николая Чудотворца для родителей, и процесс пошёл как по накатанной. Находил родственников односельчан, обносил их участки забором, строил дома. В общем, возвращал жилой вид родной улице. Я же помню, как в детстве из каждого дома на ней выбегали по 5-8-10 ребятишек. Теперь же там стояли развалюхи или груды брёвен, росла крапива с меня ростом. Работа кипела, и за пять лет к 2015 году я восстановил самую дорогую моему сердцу часть села – улицу Луговую.

- Николай, поразительная история. Получается, вы строили дома, но для кого?

- Честно говоря, я надеялся переманить в Даньшино всех родственников: братьев, сестёр. Их много, но сейчас живём кто где. Они отнеслись к моему предложению без большого энтузиазма, и тогда я предложил эти домики местным жителям – бабушкам, которые остались совсем одни. Они охотно отозвались. А что? Дома светлые, новые, стоят на одной улице – всё веселей, чем в разных концах села в одиночку куковать.

Но не стройкой единой сёла живы, должна быть ещё и культурная жизнь, чтобы сохранять и передавать традиции мордовского народа. Так появился фестиваль «ДаншиноFest».

- Звучит грандиозно, расскажите подробнее, что это за мероприятие?

Изначально я назвал это мероприятие «Танцуй и пой, моя деревня», тем самым стремился показать, что интересные события происходят не только в городах, но и в деревне. Мне хотелось привлечь внимание к глубинке, её жителям и проблемам. В 2016 году, в первый год жизни фестиваля, к нам в Даньшино приехало 500 человек. Но это было лишь начало, с каждым годом аудитория фестиваля растёт и теперь уже третий год подряд к нам приезжает порядка 4-6 тысяч человек. Название мы поменяли на более ёмкое, запоминающееся – «ДаншиноFest». В 2020 году нашему мероприятию присвоили статус «Всероссийского историко-культурного фестиваля».

К нам съезжаются коллективы со всей страны, демонстрируют культурное наследие разных народов нашей общей родины. Приезжают и мастера народных промыслов, благодаря им на площадке фестиваля вырастает очень пёстрый нарядный базар со всякой всячиной.

На фестиваль приезжают творческие коллективы и из соседних регионов, и из более отдаленных. Фото из личного архива героя
На фестиваль приезжают творческие коллективы и из соседних регионов, и из более отдаленных. Фото из личного архива героя

Самые почётные гости на нашем фестивале это не чиновники, а бабушки и дедушки, которые в своё время воссоздали наше село из руин Великой Отечественной войны и превратили его в колхоз-миллионер. Да, сейчас от былого величия мало что осталось, но мне хочется уважить и показать старожилам Даньшина, что они воспитали достойное поколение, которое не забывает свои корни, свою родину.

Николай делаёт всё возможное для сохранения культуры и традиций своего народа. Фото из личного архива героя
Николай делаёт всё возможное для сохранения культуры и традиций своего народа. Фото из личного архива героя

Хотя однажды я совершил недостойный поступок в этом плане. Переехав в Москву, я сделал вид, будто потерял паспорт, а когда оформил новый, в строке национальность указал не «мордвин», а «русский». Тогда я стыдился своего происхождения, хотел стать, как все. О чём жалею до сих пор. Позже я рассказал об этом в своём первом же интервью ГТРК «Мордовия-Пенза». Мне хотелось прилюдно раскаяться в сделанном.

Сегодня всё изменилось, и я горжусь, что я мордвин, мокшанин и всем молодым людям, с которыми общаюсь, говорю: «Никогда не стесняйтесь своей национальности. Это предательство по отношению к родителям и всем прадедам, благодаря которым вы появились на свет». Воссоздавая родное село, я тоже стараюсь искупить эту свою вину. И мне отрадно видеть счастье в глазах наших почётных гостей на фестивале, потому как через это я понимаю, что занимаюсь нужным делом.

- Николай, я слышала, что в Даньшине вы проводите ещё и показы моды. Что за одежду демонстрируют модели?

- Да, это так. Мы ежегодно устраиваем показы высокой мордовской моды. Это ещё один способ сохранить мордовскую культуру. Ведь традиционные мордовские костюмы, что у мокши, что у эрьзя очень красивы. Вышивка, цвета, украшения – чудо! Трогательно воочию наблюдать за тем, как современные дизайнеры сочетают в своих творениях нынешние тенденции и традиции нашего народа.

- Обратила внимание, что название деревни и фестиваля «ДаншиноFest» пишется по-разному. С чем это связано?

- Верно. Само название деревни пишется с «ь» – Даньшино, а в названии фестиваля мягкий знак пропадает. Это сделано намеренно. Я раскопал в церковных книгах данные XVIII и XIX-XX веков, что раньше село называлось вообще Доншино. Так как его основателем был выходец из Инсарского уезда Республики Мордовия по имени Доншин Нараев. В планах у меня вернуть историческое название селу, а пока пусть история хотя бы отчасти проглядывает в названии фестиваля.

- Николай, а что у вас ещё в планах по развитию села?

- В 2021 году, когда пандемия немного стихла, ко мне приезжали немецкие друзья. Им очень понравилось Даньшино, и у нас созрела идея построить здесь хорошую гостиницу. Мы даже предварительное соглашение подписали, но февральские события внесли коррективы в наши планы. Раньше я никогда не думал о родной деревне как о туристическом курорте, но вообще места здесь замечательные: природа, воздух, лес, речка. Всё есть!

Ещё одно новшество – мы провели высокоскоростной интернет в нашу деревню. Для города это обычное дело, но для маленькой деревни вроде Даньшино – это целое событие. Плюс администрация Пензенской области включила наше село в тур выходного дня. И ещё совместно с СПБ и Россельхозбанком мы создали и провели первый агротур. Честно говоря, работы непочатый край, а идей по развитию села ещё очень много.

- Подскажите, где черпаете вдохновение, чтобы двигаться дальше и развивать Даньшино?

- Книжки или рецепта готового у меня нет. На меня сильно повлияло  пребывание на Афоне и наставление отца Владимира. После этого всё пошло одно за другим, будто моторчик какой-то внутри заработал. Добрые дела настолько заразная в хорошем смысле штука, что если поймал эту волну, не хочется спрыгивать. Думаю, за подобный настрой я должен быть благодарен родителям и учителям, которые всегда меня учили добру и человеколюбию. И не словом, но прежде всего делом.

Я до сих пор в сердце берегу благодарность к каждому из моих наставников и учителей, без которых мой путь вряд ли был бы возможен. Например, директор школы, где я учился, и его супруга очень поддерживали меня в моём стремлении поступить в МГУ им. Ломоносова на юридический факультет.

Многие говорили, что я не справлюсь, так как сельскому парню, без связей в МГУ, не пробиться. Почти никто в меня не верил, а Анна Петровна и Василий Петрович поддерживали моё стремление и “натаскивали” для сдачи экзаменов. Моя первая попытка провалилась, не поступил я. Они не стали уговаривать меня отказаться от моей затеи, а помогли устроиться на работу учителем немецкого языка в школу соседнего села Кухарки. Со второго раза я поступил, и родители устроили праздник для всей деревни.

Вот почему когда к нам в Даньшино приезжают школьники и студенты, я стараюсь донести до них свою историю, чтобы вселить веру – нет ничего невозможного. Если уж я, простой парень из деревни, смог пробить себе дорогу, то и они смогут, тем более при нынешних-то возможностях. И ещё я им советую изучать языки. Знать один-два иностранных языка в наше время – это норма. Мне именно язык, который я зубрил днями и ночами, помог пробить дорогу.

- А вы сколько языков знаете?

- В общепринятом смысле два: английский и немецкий. А друзья шутят, что я полиглот, владеющий четырьмя языками: английским, немецким, русским и мордовским, конечно же.

- Самая главная проблема в сёлах – это отток молодёжи. Вы как-то с этим боритесь?

- Вы правильно подметили, сохранить наше будущее без привлечения молодёжи нельзя. Потому для участия в наших мероприятиях и фестивалях мы привлекаем именно молодое поколение. У нас выступают молодые дарования, юные дизайнеры, юношеские творческие коллективы. Когда дети поют-пляшут, то и зритель приходит молодой. Так мы создаём программу, которая привлекает и объединяет молодежь. Когда у нас встречаются грузины, дагестанцы, узбеки, русские, мордва, ощущаешь небывалую благодать. А культура – это островок понимания, где стираются границы, и мы узнаём друг друга лучше, через это становимся сплочёнными. В наши дни это крайне важно.

- Сколько в селе проживает человек? Количество как-то изменилось после ваших преобразований?

- В советские времена Даньшино было очень богатым селом. У нас жили больше полутора тысяч человек. Было всё: школа, библиотека, магазины, медпункт, почта. После ликвидации колхозов, село стало стремительно редеть. На сегодня осталось 150 человек.

После того, как в Даньшино начались преобразования, я наблюдаю положительные сдвиги. Те, кто уехал 10, 20, 30 лет назад начали приезжать на праздники в родные места. Чаще всего от их домов ничего не осталось, но они с ностальгией смотрят на родные места и радуются, что деревня ещё жива.

Есть ещё кое-что позитивное – в село на ПМЖ вернулись две семьи. Надеюсь, это только начало. Всё-таки объекты, что построены, требуют рабочих рук, нужно их обслуживать, вести хозяйство. Я стараюсь создавать комфортные рабочие условия и достойный заработок, чтобы люди не в Москву ехали за рублём, но оставались в Даньшино.

Верю, что позитивные сдвиги в жизни села – это только начало, тем более, что центральная власть, наконец, взялась за развитие внутреннего туризма. У нас в Даньшино уже созданы все условия для такого отдыха. Людям сегодня очень хочется вырваться из пыльных городов, подышать свежим воздухом, попить парное молочко, отведать свежего хлеба и просто нагуляться, любуясь красотами родной природы.

- Николай, я правильно поняла, вы в Даньшино живёте?

- Верно, ой как верно! В Даньшино я именно живу, хотя работаю в столице. С понедельника до четверга я в Москве, а в пятницу рано утром приезжаю и живу до понедельника в своей деревеньке.

- Много туристов приезжает просто так, не на фестиваль?

- Довольно много. Приезжают и на мероприятия, и так, на экскурсию. Мы планируем культурную программу на год вперёд. Например, в 2022 году в январе мы отмечали день студента в Даньшино. К нам приезжали ребята из мордовского университета. 

Затем по весне мы праздновали Масленицу по-мордовски, со всеми атрибутами: блинами, столбом с петухом наверху, чучелом – всё как полагается. В июне проходит фестиваль «ДаншиноFest», а в августе показ мордовской моды.

Широкое празднование Масленицы в Даньшино. Фото из личного архива героя
Широкое празднование Масленицы в Даньшино. Фото из личного архива героя

В сентябре культурная программа продолжается, в одну из суббот к нам приезжали лучшие педагоги Пензенской области. Это мероприятие мы организовывали совместно с министерством просвещения и образования Пензенской области.

Ну и, конечно, у нас запланировано празднование Нового года по-мордовски 31 декабря. В деревне, где настоящий мороз, чистый скрипучий снег, пушистые сугробы и большая украшенная ёлка на главной площади села, новогодний праздник это особое волшебное время. У нас будут карнавал и танцы, а ровно в полночь – салют.

Весь год, получается, расписан. Помимо мероприятий, о которых я только что рассказал, к нам ежедневно приезжают школьники с экскурсиями. В среднем проводим по 1-2 в день. Детишки знакомятся с историей села, традициями мордовского народа. У нас прекрасный экскурсовод Людмила Михайловна Руднева, она напоминает мне Валентину Леонтьеву из передачи «В гостях у сказки». Помните, была такая передача по телевизору? Она так увлекает детей, что они не хотят уезжать от нас. Тем более, что мы предлагаем им познакомиться с обитателями нашего зверинца. Там и олени, и дикобразы, и зубры. Детишки остаются в полном восторге.

После экскурсии я устраиваю ребятам небольшой экзамен, прошу рассказать, кто основатель нашего села, почему на самом деле оно должно называться Доншино, каких животных они увидели в зверинце и как по-мордовски будет «Здравствуйте!»

В Даньшино есть собственный небольшой зверинец. Фото из личного архива героя
В Даньшино есть собственный небольшой зверинец. Фото из личного архива героя

К нам приезжают не только дети, но и взрослые. У нас есть всё, чтобы дать им полноценный отдых а-ля лето/зима в деревне у бабушки:  и банька, и лесок, и речка, и домик бревенчатый для проживания. Зимой – лыжи и каток в распоряжении гостей, а летом – рыбалка и чистая речка для купания.

- Хотели бы вы оставить какое-то обращение к нашим читателям?

- Помните свои корни и любите родину своих родителей, которые подарили вам жизнь. Старайтесь всеми силами сохранить традиции своего народа и никогда не стесняйтесь того, кем уродились по национальности. Мы все огромная семья в нашей многонациональной стране, и только в единстве наша сила.

Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️