Найти в Дзене
Школа для жизни

В школы вернулось трудовое воспитание

Оглавление

В Федеральном законе «Об образовании» отныне закреплено понятие «трудовое воспитание». Теперь школы могут привлекать учеников к общественно полезному труду без официального согласия родителей. Подробнее о нововведении в статье.

Что должны будут делать ученики

В закон «Об образовании» 4 августа 2023 года были внесены следующие поправки:

В статьи закона «Об образовании» внесены значительные изменения по поводу трудового воспитания учеников в школах. Сравнили тексты отдельных статей закона до и после поправок.
В статьи закона «Об образовании» внесены значительные изменения по поводу трудового воспитания учеников в школах. Сравнили тексты отдельных статей закона до и после поправок.
«Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать»

Вячеслав Володин, председатель Госдумы

Обновленный закон возвращает школам право привлекать учеников к дежурствам по классу, уборке пришкольной территории, посадке деревьев, оформлению кабинетов к праздничным дням, работам в школьных музеях, театрах и библиотеках, на пришкольных участках.

Также школы могут привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом важно, чтобы трудовая деятельность соответствовала возрасту, интересам и физическим возможностям детей.

Но пока нет официального списка работ, к которым можно привлекать детей. Видимо, школы будут определять их самостоятельно.

Депутаты предложили создать федеральный перечень общественно полезных занятий с участием школьников.

В перспективе предполагается, что Министерство просвещения разработает специальную программу трудового воспитания. Туда войдут общественно полезные мероприятия, которые будут проводиться не меньше двух часов в неделю и не увеличат школьную нагрузку. Дети не пропустят уроки и получат полезные навыки, которые помогут выбрать профессию и реализовать себя.

«Во избежание принудительного труда, который может дать обратный эффект, мы предлагаем школам дать возможность в начале учебного года ученикам выбора мероприятий, которые были бы им интересны и полезны».

Анна Скрозникова, депутат

-3

Как родители и педагоги относятся к трудовому воспитанию детей

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова, уверена, что:

«Большинство родителей выступают за трудовое воспитание в школах. Его необходимо вернуть в полном объеме, а не в усеченной форме, как это сейчас происходит в рамках уроков технологии. Возможности привлечения к общественно-полезному труду в школе не хватает. Учителя должны иметь право привлекать детей к труду, даже наказывать их, например, теми же общественно полезными работами».


Такого же мнения придерживается и Ольга Казакова, председатель комитета Госдумы по просвещению:

«Чем больше таких навыков появится у ребёнка, чем увереннее он будет чувствовать себя в коллективе, не бояться никакой работы, тем лучше сложится его жизнь и в профессии, и в семье. Все это прекрасно понимают - и родители и, конечно, педагоги»
-4

Однако, на деле не все так однозначно. На просторах Интернета уже разворачиваются дискуссии. Часть родителей выступает «за», вспоминая собственные школьные годы и позитивное влияние совместных трудовых дел, другая – «против», считая, что любой труд должен быть добровольным и оплачиваемым, а вместо того, что подметать пол или поливать цветы в классе, детям нужно гулять, ходить в кружки и секции, проводить время с друзьями.

Педагоги пока тоже не понимают, в чем конкретно будет заключаться трудовое воспитание, а также кто и в какое время будет его организовывать.

Безусловно, у закона много плюсов. Это развитие трудолюбия, навыков работы в команде, взаимопомощи, ответственности, формирование активной жизненной позиции. Как это будет реализовано в реальности? Будет понятно со временем.