Найти тему
СевЮр

ТАКСИ - большие проблемы или новый закон

И так, как теперь пользоваться такси и как в нем работать:

Сначала тезисное:

- теперь агрегатор не может сказать: «мы предоставляем только информационные услуги, ответственности за водителей не несем», на агрегатора возложили ряд обязанностей, в том числе и нести ответственность за их деятельность как сторона, оказывающая услуги пассажироперевозок;

- у водителей такси, также появились ограничения и обязанности: должна быть справка о не судимости, лицензия, и так далее, но об это подробнее ниже;

- законный заказ такси стал дороже;

- Севастополь, Москва, и Санкт – Петербург, могут ограничивать количество машин такси в городах;

- Агрегаторы, в Севастополе идут на хитрость, они говорят о том, что заказ такси теперь не услуга «Пассажироперевозок», а услуга «Аренда транспортного средства с водителем», соответственно, учитывая, что это другой вид услуги, считают, что новый закон не распространяется на такую поездку, однако это не так. Более того, для того, что бы перекрыться по этой «дырке» в законе, агрегаторы, запрашивают анкетные данные клиента, явно для формирования полноценного договора, забыв о том, что обработка персональных данных осуществляется только с согласия такого потребителя. Об этом мы расскажем отдельно.

А теперь подробнее:

С 1 сентября 2023 года вступили в силу Федеральный закон № 580-ФЗ от 29.12.2022, регулирующий деятельность легкового такси.

Если раньше деятельность такси контролировалась достаточно слабо, работать в такси можно было зарегистрировавшись в мобильном приложении и в случае нарушений правил перевозки пассажиров по большому счету нес только водитель как частное лицо, не имеющее никакого отношения к такси, то теперь эти вопросы урегулированы и деятельность такси узаконена. В чем плюсы и минусы введения закона о такси попробуем рассмотреть в данном материале.

Первое, на что хочется обратить внимание – деятельность по перевозке пассажиров в легковом такси осуществляется исключительно на основании выданного разрешения уполномоченным органом. То есть просто зарегистрироваться в приложении и перевозить пассажиров теперь нельзя. Если раньше разрешение выдавалось только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, то теперь можно оформить самозанятость физическому лицу и получить соответствующее разрешение (или трудоустроиться в автопарке, но это совсем другие взаимоотношения).

Также вышеназванный закон закрепляет требования к перевозчику, водителю, автомобилю, службе заказа такси.

Если кратко, то перевозчик должен:

- обеспечить перевозку пассажиров на допущенном к участию в дорожном движении автомобиле,

- с допущенным к управлению водителем такси, который является работником перевозчика, с соблюдением норм рабочего времени, режима сна и отдыха (т.е. должен быть реальный договор);

- собирать данные о номере заказа, ФИО водителя, продолжительности маршруте поездки, регистрационном знаке автомобиля, номере телефона пассажира и по запросу передавать правоохранительным органам.

Стоит отметить, что речь идет не о личных данных пассажира, а о личных данных водителя. Данные меры, вроде как, должны уменьшить преступность среди водителей такси.

Теперь рассмотрим требования, которые предъявляются водителю легкового такси:

1) Водителем может быть лицо, которое:

- имеет право управление автомобилем категории «В» в течение трех и более лет;

- не имеет медицинских противопоказаний к управлению автомобилем;

- заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем (самозанятым) с разрешением, либо физическим лицом с разрешением.

2) К управлению легковым такси не допускается лицо, которое:

- было повторно лишено права управления либо было назначено наказание в виде административного ареста за нарушения правил дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока лишения права управления или ареста;

- не прошло аттестацию на знание расположения культурных, медицинских и иных организаций субъекта РФ;

- имеет не снятую или не погашенную судимость, или подвергается уголовному преследованию по преступлениям, указанным в ч. 1 ст. 328.1 Трудового кодекса РФ (убийство, грабеж, разбой, причинение тяжкого вреда здоровью, преступления против половой неприкосновенности и другие)

- имеет за период, предшествующий дню перевозки пассажиров, более трех неоплаченных административных штрафов в области дорожного движения.

Среди требований к службе заказа такси можно выделить:

- обязательную регистрацию в реестре служб заказа такси уполномоченным органом;

- обязательное наличие филиала в субъекте РФ, где осуществляется деятельность;

- местонахождение базы данных для хранения информации на территории Российской Федерации.

Но самое главное – закон устанавливает ответственность перевозчика и службы заказа такси за вред, причиненный жизни, здоровью или имущества пассажира.

По общему правилу перевозчик несет ответственность за вред, нанесенный пассажиру согласно законодательства Российской Федерации. Служба заказа такси может нести солидарную ответственность в случае, если перевозчик не имеет разрешения на работу в такси или в реестре такси не значится автомобиль, на котором осуществлялась перевозка.

Раньше было достаточно сложно привлечь к ответственности службу такси, так как формально она просто передавала заказы водителю и не несла ответственность перед пассажиром за вред, так как водители и службы заказа такси были сами по себе. Теперь так быть не должно, теперь в случае нарушения перевозчиком обязательных требований можно привлечь к ответственности также и службу заказа такси.

Маленькая оговорочка, может о ней более детально расскажем со временем, но примите как аксиому: Едет пассажир в такси, попадает в ДТП с другим автомобилем (без разницы кто виноват), пассажир получает телесные повреждения. В таких случаях, пассажир имеет право взыскать компенсацию морального вреда (или материального если, что то было испорчено или повреждено, к примеру: телефон разбился) с Агрегатора, с Водителя такси, с второго участника ДТП, вне зависимости кто виноват, взыскивается солидарно со всех участников ДТП.

Исходя из количества ДТП с участием такси наверно это скорее полезный закон, который дает больше возможности пассажиру защитить свои права в случае возникновения нештатных ситуаций.

Ну а с другой стороны, любые изменения и в законе и «закручивание гаек», приводит к подорожанию услуг, что мы можем и наблюдать при заказе такси после введения в действие данного закона.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Подписывайтесь на наши каналы и становитесь грамотнее.

Кто хочет поддержать каналы: Карта Банк РНКБ 2200 0207 0088 8367

Телега: t.me/sevastur

Яндекс дзен: www.dzen.ru/sev_ur/

Ютубе: www.youtube.com/@sevur

Телефон: +7 978 125 42 76

E-mail: vopros@sevur92.ru

#СевЮр