Найти тему
Я с бреветом

200 км грунта на двух колесах

Сезон пройден: последний официальный бревет КВМ "Легион" 2023 года

200 км на шоссере по умеренно загруженной северной трассе - это слегка пыльная рама, четыре карамельки и обед в Чиньяворыке. 200 км по грунту - совсем другое дело, куча новых непередаваемых ощущений: грязь по уши, репейник в попе, пара веселых лягушек в кроссовках - романтика! А еще это непревзойденный способ свернуть не туда и ехать сотню в мыле и автономном в надежде догнать не только товарищей, но и машину сопровождения со шмотками и водой. Практикую, как выяснилось. Впрочем, чо уж нам, лосям, после грунтовой-то 300-ки.

А ведь говорил мудрый человек и легендарный фэтбайкер Саша Батасов: "ехайте сами куды хотите, а я не хочу заблудиться".

"Да где там заблудиться-то", - удивилась я и поехала. И заблудилась ровно четыре раза. Но обо всем по порядку.

А по порядку - последняя 200 сезона, она же традиционный и самый популярный бревет клуба "От устья до истоков" - это грунтовый велозаезд со сравнительно неплохим набором высоты.

Основная статистика и особенности бревета

Маршрут бревета "От устья до истоков", 200 км
Маршрут бревета "От устья до истоков", 200 км
  • Заявленная дистанция 200 км. Фактическая (индивидуально) - 216 км.
  • Стандартный лимит времени 13,5 часов. Фактическое время 11.49
  • Суммарный набор высоты 1600 метров.
  • Велосипеды: МТБ (в частности, фэтбайки)
  • Режим прохождения: ну как бы машина сопровождения. Индивидуально для меня - полуавтоном.
  • Температурный режим: заявленный - 18 градусов, фактический - 10 градусов.

Старт. Ухта, 07.25

Приличное стартовое фото наличествует где-то в природе, но не лично у меня, поэтому - чем богаты. Могу только сказать, что стартовали (и финишировали) 11 человек.

-2
-3

Ну, с богом. У меня эта 200-ка - исключительно губозакаточная перед запланированным 1200-км бреветом, так что я не просто не гоню за группой, я вообще не гоню. А потом еще останавливаюсь ответить на звонок, поэтому теряю группу из виду задолго до первого КП. И в ближайшем пролеске сразу же сворачиваю не туда, вернее, наоборот, не сворачиваю - хорошо, что сзади едут Михаил и Алик и возвращают меня на маршрут.

-4

А вот обгоняю я их зря. Очень зря, раскаиваюсь.

Потому что в Сосногорске трек без объявления войны перестраивается и пытается вести меня по асфальту - фиг знает, куда, но по асфальту, для моего же, надо полагать, блага.

"Миш, а куда ехать-то?" - пытаюсь выяснить я у предводителя, на что получаю совершенно исчерпывающую и столь же бесполезную в данном случае рекомендацию: "На Усть-Ухту!".

"Да мне сойти проще, чем понять, как туда выехать!" - произношу я коронную и, как выясняется в последствии, роковую фразу. В общем, пока Михаил грустит по поводу моего "схода" (щас, не дождетесь), я в бешенстве от тупизны навигатора и собственной топографической беспомощности продолжаю наматывать километры по Сосногорску. Короче, да - заблудиться в трех соснах - это про меня.

Намотала солидно:

-5

Лишний километраж плюс лишнее время - это вообще не то, что дает преимущество на грунтовом бревете. Поэтому когда кровь наконец приливает к голове, до меня доходит, что до Усть-Ухты я вполне могу добраться по штатной автодороге - да, это еще один некислый крюк, но все лучше чем продолжать любоваться городом-спутником. И я наконец доезжаю до КП-1.

КП-1. Усть-Ухта. 09.13, 13+ км от старта

Быстро чекинюсь у продуктового магазина и рву когти дальше на максимальных оборотах. Очень хочется встретиться со своим рюкзаком в машине сопровождения и пополнить запасы воды до КП на развороте в верховьях Ухты. Благо, дорога спокойная, ровная и просторная. А еще знакомая. Это, блин, критичное условие.

-6

КП-2. КС-5. 09.53. 33+ км от старта

И вот он перекресток - и я на нем одинока, как слива в шоколаде. Ни тебе завалящего рандоннера, ни тебе хотя бы одного колеса от машинки сопровождения с моим рюкзачком, шмоточками и водичкой. ШТОШ. Спасибо, друзья, спасибо, команда, сочтемся. "Земля круглая, где наша не пропадала", - думаю я, втягивая расплескавшиеся по организму сопли. Нефиг разбрасываться жидкостью, впереди 58 км, а у меня воды от силы 2/3 бутылки.

И снова рву когти.

Чего я опасалась на старте, так это перегреться. Но что погода весело плевала на собственный прогноз, становится ясно примерно через час. Обещанными 18 градусами и не пахнет. Не хочется ни раздеться, ни сбавить темп, поэтому еду бодро, а главное - пью мало и редко, это грандиозный плюс. Ближайшее КП в верховьях Ухты - разворотное, и это еще одно преимущество, потому что первую встречную группу из двух мегалосей - Алексея и Ярика - я рассчитываю встретить километров по меньшей мере за 15 до точки разворота и ограбить их хотя бы на треть бутылки. Ребята не подводят - правда, при встрече делают очень большие глаза: "ты ж сошла!" - но водой делятся. Да и какой у них выбор?

Дальше еду, любуясь осенними пейзажами в верховьях Ухты и неторопливо потягивая чужую воду. По вкусу - как родная.

-7

КП-3. Верховья Ухты. 12.58. 102 км от старта

Несколько грязных участков - и вот уже разворот, исток реки Ухта с кристально чистой водой, а главное - Истомины! Щас они мне за все ответят. Михаил, кажется, рад мне даже сильнее, чем я сама, поэтому я решила дальше не сердиться. Тем более, в компании ехать веселее.

-8
-9

Отдохнули, набрали чистой воды. Дальше пошло размеренно, даже, я бы сказала, расслабленно - в темпе Алика. То, что нужно, потому что за последние 80 км я слегка врезала лишнего, пытаясь нагнать отставание. К тому же рельеф и ветер на обратном пути были целиком за нас - много долгих спусков.

Говорят, можно вечно смотреть, как течет вода и как горит огонь - а еще как легионеры в своей изысканно белой форме едут по заболоченным осенним дорогам.

-10

КП-4. Сюзью. 16.15. 150+ км от старта

-11

По дороге к следующей точке разворота у р. Сюзью умудряюсь в очередной раз свернуть не туда. Но Михаил бдит - ловит меня буквально за хвост, исчезающий в густых зарослях глухой тропы, ведущей куда-то в неведомые гребеня, на Кедву и дальше.

На КП встречаемся с основной группой - они бодрые и отдохнувшие стартуют финишный отрезок пути. А мы вытягиваем забитые ноги и требуем от единственного волонтера - Евгения Бахтина - еды, удовольствий и массаж пяточек. Но в итоге благодарно соглашаемся на одеяла, защищающие от бешеной мошкары, бутерброды и доширак.

-12
-13
-14

Контрольные 40 минут на отдых - рассиживаться некогда, и опять едем. Весь отрезок от Сюзью до разворота преимущественно в подъем, да оно и к лучшему, согревает.

Алик чуть было не уезжает в фуфайке - почем бы и нет, ему идет, а жар костей, как известно, не ломит.

-15

До поворота на "трубу" по моим субъективным ощущениям доезжаем очень быстро (кто тут у нас самый замерзший?) и дальше - мой любимый отрезок пути. Никаких неожиданностей - прямая езженая грунтовка с умеренными подъемами. Красота. Еще чуть-чуть, и речка Чуть.

КП-5. Р. Чуть. 18.58. 190+ км от финиша

-16

Это не ночи белые, это у нас фонари мощные. А ночи уже глухие. Так что торчать на берегу обрыва долго не стали - развернулись и помчали к точке выезда на трассу. 5 км разметки водненских дач - и ура, выезд на Р-25, федеральную трассу Сыктывкар-Ухта. Сзади Михаил с мощными габаритами, впереди я вся из себя в светоотражающем жилете. Так и доехали последние самые быстрые 10 км.

Финиш. Ухта. 19.50. 216 км

-17

Символический томатный сок (а вы что подумали) - и по домам.

Итоги и выводы

  • Доверять прогнозу погоды в северных широтах - примерно то же самое, что переводить деньги лохоброкерам. Разница до 10 градусов и более очень вероятна, так что лучше перебдеть, что я и сделала. Моя стартовая экипировка: легкая база, летняя джерси с длинным рукавом, флисовая джерси, летние перчатки, летние носочки. Моя финишная экипировка - все то же, плюс шерстяная база, теплые перчатки и теплые носки.
  • Воды много не бывает
  • Время прохождения авангардной группы (Алексей и Ярослав): 8.47 - ребята вышли из 9 часов на грунте, это очень сильно.
-18
-19
  • Не могу сказать, что 200 была намного легче, чем 300 в силу одного-единственного полноценного отдыха на маршруте. 300-ка давала фору в силу многочисленных асфальтовых участков и возможности как следует разогнаться. Здесь же просто приходилось крутить практически непрерывно - это требует определенного навыка выносливости.
  • Не уверен в дистанции - держись за тем, кто уверен. Это я о себе.
  • В целом же все было отлично. Сезон завершен - и, пожалуй, это был лучший сезон из всех, что я проехала. Всем огромное спасибо за компанию и впечатления, и моим великам - за профессионализм и выносливость.
-20

У меня впереди еще одно большое и интересное приключение. А у вас какие планы? Ride On