Высокие и низкие частоты, культовые проигрыватели
Тецуя Итани, пожалуй, один из самых влиятельных инженеров в области бытовой электроники. Он начал работать инженером в компании Technics в 1980 г. и уже через два года участвовал в разработке первого CD-проигрывателя компании - SL-P10.
С тех пор он принимал участие в разработке различных проигрывателей лазерных дисков, DVD и Blu-ray для Panasonic (материнской компании Technics), помогал в разработке стандарта HDMI, а в 2014 г. вернулся в компанию для перезапуска премиального аудиобренда. В настоящее время Итани является главным техническим директором и главным инженером компании. Отправимся же в Японию, чтобы встретиться с Итани и узнать о нем побольше.
Тецуя Итани: Все началось с настольной стереосистемы, которую мой отец купил в 1968 году. С ее помощью я наслаждался японской поп-музыкой, и это заставило меня заинтересоваться звуком.
Можете ли Вы вспомнить свою первую систему hi-fi?
Свой первый Hi-Fi я приобрел в 1975 году. Помню, что все компоненты я собирал вручную. В предусилителе использовались интегральные микросхемы фирмы Toshiba, а в усилителе мощности - вентильные лампы NEC 50CA-10. Для изготовления колонок использовались динамики Technics.
Какова была Ваша первая работа в области аудио/инженерии?
Я начал работать в компании Matsushita Electric Industries в 1980 году, и моя первая работа была связана с разработкой прототипа CD-проигрывателя для суббренда Technics. Первый выпущенный CD-плеер, Technics SL-P10, был представлен осенью 1982 года. В то время я занимался разработкой программного обеспечения для центрального процессора , поэтому у меня было много патентов, связанных с протоколами управления CD-проигрывателями.
Каковы были причины, по которым компания Panasonic прекратила выпуск бренда Technics по всему миру в начале 2000-х годов?
Основных причин было две. Во-первых, рынок перешел к повсеместному использованию сжатой музыки, поэтому фокус звуковой продукции переместился с hi-fi на повседневные портативные устройства. Technics пришлось нелегко, поскольку в этом секторе она была не очень конкурентоспособна. В то время также было принято решение сосредоточиться на бренде Panasonic и отказаться от всех остальных названий, которые использовались в то время. Мы прекратили выпуск бренда National в Японии в то же время, что и Technics.
Почему в 2014 году компания Panasonic решила возродить бренд Technics?
Технологии развивались, и hi-res аудио стало широко доступно. Мы обнаружили, что люди начали по-новому оценивать качество звука и снова интересоваться hi-fi. Кроме того, примерно в это время мы разработали технологию усилителей класса D, которая была достаточно хороша для использования в усилителях класса hi-fi.
Кроме того, изменилась политика Panasonic в отношении "единого бренда", и высшее руководство компании согласилось с тем, что имя Technics и его история лучше подходят для специализированного аудиосектора, чем Panasonic.
В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные ценности бренда Technics?
Традиционно ценности бренда Technics базируются на технических достижениях и разработках. Компания была основана благодаря многочисленным первым мировым достижениям в области технологий и множеству передовых продуктов. Сегодня ситуация изменилась, и люди понимают, что иногда качество звука отличается от технологий. Поэтому при возрождении компании Technics мы понимали, что должны сконцентрироваться в равной степени на звуковых характеристиках и технологическом применении.
Что отличает Technics от других брендов?
Мы отличаемся по многим параметрам. С технической стороны, мы являемся частью компании Panasonic и можем использовать широкий спектр технологий и материалов, разработанных в нашей компании при создании аудиовизуальных и электрических компонентов. Что касается маркетинга, то у нас есть глобальная маркетинговая сеть, которая помогает нам в распространении и обслуживании клиентов.
Кроме того, мы находимся в выгодном положении благодаря узнаваемости бренда, что помогает нам общаться и поддерживать связи с представителями музыкальной индустрии. Мы сотрудничаем с Берлинским филармоническим оркестром и студией Abbey Road.
Почему вы выбрали технологию усилителей класса D для обновленных усилителей Technics?
В принципе, мы считаем, что цифровая обработка имеет преимущества перед аналоговой, когда речь идет о подавлении шумов и искажений. Многие до сих пор считают, что цифровые усилители не обладают достаточной мощностью в области низких частот или могут звучать слишком ярко. Мы исследуем схемотехнику цифровых усилителей с 2000 года и пришли к выводу, что основная проблема заключается в том, как сдержать джиттер (колебания частоты тактового сигнала). Джиттер в преобразователе частоты дискретизации является фатальным для качества звучания цифрового усилителя.
В результате исследований примерно в 2012 году мы разработали преобразователь частоты дискретизации с низким уровнем джиттера, который стал основой нашего движка JENO. После этого у нас появилась уверенность в том, что с помощью нашей технологии D-amp можно сделать усилитель класса hi-fi. Кроме того, мы разработали LAPC. Это технология на базе DSP, которая улучшает согласование между усилителем и колонками. Мы не смогли бы сделать то же самое с помощью аналоговой обработки.
Не могли бы Вы описать процесс разработки нового продукта?
Толчком к началу разработки является требование пользователя. Иногда толчком к началу проекта служат прямые запросы заказчиков. Яркими примерами этого являются проигрыватели SL-1200G и SP-10R/SL-1000R. Но обычно наша группа планирования продукции проводит исследование рынка, чтобы решить, будет ли проект реализован.
Планировщики, инженеры и маркетологи встречаются для определения деталей нового продукта, таких как временные рамки, характеристики и цена. После начала работы инженерная группа проверяет функциональность и качество звука на каждом этапе. Также будет подтверждено соответствие нормативным требованиям.
Для Technics хорошее качество звука - важный фактор. У нас есть комитет по звуку, который проверяет уровень качества на каждом этапе, и работа продолжается только тогда, когда все довольны. В состав комитета входят генеральный директор, госпожа Огава (пианистка по образованию), я и еще два члена нашей команды в Японии.
Кроме того, у нас есть еще одна комиссия из Европы (Германии и Великобритании), которая проверяет качество звука. Перед началом серийного производства мы рассылаем образцы в нашу глобальную дистрибьюторскую сеть для получения одобрения.
Вы всю свою карьеру занимались разработкой дисковых технологий - CD, DVD, Blu-ray. Что Вы думаете о потоковых технологиях с точки зрения их производительности?
В долгосрочной перспективе потоковое вещание станет основным источником звука. Он очень прост в использовании и будет становиться все лучше. Но я также думаю, что люди хотят испытывать гордость и радость от обладания своей музыкой. Поэтому я думаю, что потоковое вещание и винил будут сосуществовать.
Измерение или прослушивание? Что имеет приоритет?
Оба варианта важны. На ранних этапах разработки продукта приоритет отдается измерениям. После достижения определенного уровня технических характеристик мы дорабатываем звук на слух. Как правило, такая настройка не приводит к ухудшению технических характеристик.
Какой продукт Technics Вам больше всего нравится?
Наверное, это новый проигрыватель SL-1000R. Его новая система прямого привода позволяет получить такое качество звука, которого, на мой взгляд, не удавалось достичь никому другому. Это качество достигается за счет высокой точности вращения и минимизации резонансов в каждой части проигрывателя.
Три Ваших любимых музыкальных произведения?
Трудно выбрать только три! Мне нравится классическая музыка Бетховена, Малера, Брамса, Брукнера. Также мне нравится рок-музыка Beatles, Led Zeppelin. Также мне нравятся The Carpenters и многие японские исполнители.
Каково будущее hi-fi?
Я думаю, что будет два направления. На массовом рынке, я думаю, продукты будут меньше и менее заметными, возможно, спрятанными в стене или потолке. Важна простота использования, а потоковые сервисы будут доминировать. Для энтузиастов hi-fi все останется по-прежнему. Этим людям нравится настраивать качество звучания своей системы и слушать музыку. Физические носители, такие как винил, останутся в этой области.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Мы также приветствуем ваши комментарии и критику. Статья подготовлена редакцией интернет-магазина EPLAZA.RU, официального интернет-магазина японской марки Panasonic, которой также принадлежит легендарный бренд Technics.