Найти тему
Ромашковый сбор

Эстетика упадка в усадьбе Знаменское-Раек

В XVIII веке это здание, построенное недалеко от Торжка архитектором Николаем Львовым, удивляло современников парадным размахом и технологическими находками вроде скрытого отопления. Сейчас усадьба переживает упадок, но и в таком виде сохраняет свою красоту.

Автор: Анастасия Ромашкевич Фотограф: Дмитрий Лившиц

Месяц назад усадьбу Знаменское-Раек украсили цветочными композициями бюро «Мох» и на один день открыли для публики. Вы, возможно, уже видели фотографии оттуда, а может быть, и нет. Я вот не устаю на них любоваться, а к тому же на днях узнала, что декоратор Юлия Чеботарь успела сделать там съемку с коврами Art de Vivre. Короче, давайте вспомним, как все было.

Пару слов про саму усадьбу. Знаменское-Раек под Торжком построил в XVIII веке Николай Львов. Львов был человеком многих талантов и при том — убежденным самоучкой. Он по книгам освоил химию и геологию, жвописное искусство и гравюру, инженерное дело и садоводство. В архитектуре он был (которую, естественно, тоже изучил в порядке самообразования) был преданным поклонником Андреа Палладио, чьи книги перевел на русский язык. Многие, кстати, считают его перевод лучшим.

Есть предание, что Знаменское-Раек Львов спланировал в форме ожерелья — усадьба стала подарком заказчика Федора Глебова молодой жене Елизавете, в девичестве Стрешневой. Главный дом в этом "урашении" выполнял роль центрального камня, а ворота — застежки.

После революции усадьба чего только не повидала: в разные годы здесь были колония для несовершеннолетних, госпиталь и дом отдыха. В 1990-е годы, а потом в 2010-е изрядно обветшавшее здание пытались привести в порядок, но ни разу не довели это дело до сколько-нибудь заметного результата, так что сейчас усадьба частично находится в аварийном состоянии и жизненно нуждается в реставрации. И вот тут возникает вопрос — какой она должна быть, эта реставрация?

Нынешнее российское законодательство по части охраны памятников предполагает максимально полное возвращение к исходному облику. Но есть и другой подход: в 1964 году была принята Венецианская хартия, которая рекомендует не реставрацию в традиционном ее понимании, а консервацию — здание укрепляют, но сохраняют в нем наслоения разных эпох, в том числе и следы упадка. Которые тоже могу быть прекрасны — проект «Цветы в усадьбе» архитектор-реставратор Екатерина Григорьева как раз и затеяла для того, чтобы показать эту хрупкую красоту.

Подробнее о проблемах реставрации Знаменского-Райка советую почитать на сайте «Проект Россия» — там об этом хороший материал Марины Юшкевич, у которой, кстати, есть целый канал о новой жизни старой архитектуры.