Сватовство у Малороссиян и Украинских слобожан между простым народом происходит следующим образом. Пришедший в возраст женитьбы сын, объявляет отцу своему что ему соседская девушка понравилась, и она имеет намерение на ней жениться. Отец, уважая просьбу сына своего и находя в том необходимость, призывает к себе двух старших родственников или соседей, выражая им намерение сына своего. Причем сам сын, пришедши, кланяется им весьма низко с покорностью и просит их чтобы они приняли на себя труд пойти к такому-то человеку в их или другом селе живущему, сватать дочь его ему в жену. И получая на то их согласие, вручает им каждому по посоху в знак того, что они выполняют его полномочия. И дав им нарочно изготовленный для этого хлеб, провожает их за ворота, откуда эти сваты, по их названию – старосты, идут в дом отцов невесты, кладут хлеб на стол и приветствуют хозяина обыкновенными словами, желая ему во всем благополучия. Хозяин просит их съесть, спрашивает о разных вещах. Они отвечают на его вопросы краткими речами, постукивают об пол своими посохами, что им не об этом говорить надо. При этом стараются свое намерение изъявить прямыми словами. Хозяин, услышав оное, просит времени на размышление и если находит жениха достойным своей дочери, то входит в хижку или в клеть к своей жене и призвав туда дочь спрашивает, нравится ли ей жених? На что она, если он ей нравится, отговаривается незнанием и преданием себя в волю родительскую. В противном случае, перечисляет его пороки и всемирно отказывается от супружества. Если родители видят в своей дочери согласие, и находят в предлагаемом из зятя свои выгоды, то делают сватовство. Дочь подносит на деревянной тарелке каждому из гостей по ручнику или утиральнику полотняному, длинному, шитому бумагой, а иногда шелком или золотом, в изъявлении согласия на их предложения. Они же, приняв из рук невесты дары, перевязывают их через плечо, и оставя в залог посольства своего у хозяина, принесенный ими хлеб, а взяв на обмен другой, идут в дом жениха с радостной вестью. Жених, видя возвращающихся посланников своих с хорошими знаками, встречает их у ворот и приводит к отцу, где назначают они день свадьбы по общему их и невестиных родителей условий. С того времени до дня свадьбы жених посещает свою невесту, которая бывает, обычно, окружена сверстными девицами, которые с ней беседуют. У них до дня свадьбы песен никаких не поют. Также и жених с невестой даров до того времени не приносят, приданного от тестя не требуют. Жених имеет право проводить с невестой не только день, но и ночи в уединении, с обязательством того, что он ничего противного целомудрию не предпримет, что неукоснительно исполняется.
Надо знать, что у Малороссиян обыкновенно бракосочетания совершаются в день воскресный. Поэтому в субботу назначаются девичники в невестином доме, куда по приглашению невесты собираются отобранные ей девушки, называемые «дружки», между которыми избирается одна «светилка», которая во время свадебного стола, сидя в большом углу держит на увитой калиновыми ветвями с ягодами казацкую саблю с зажжённой восковой свечой тройчаткой. А вечером к ужину приезжает жених с родственниками и боярами к невесте, у которой бывает несколько дружек, кои обычно против бояр, или молодцов бывают посажены за стол. Там уже жених раздет дары от обеих сторон отцу и матери, а также родственникам. А дружки поют разные свадебные песни и ужинают. А потом танцуют, играют на скрипке и гуляют до полуночи.
Бояре и дружки в воскресный день у заутрени бывают с невестой и женихом, которые после обедни венчаются. Из церкви после венчания жених с боярами уходит в свой дом, а невеста в свой дом идет с дружками. У жениха едят бояре, староста, светилка, дружки. Сваха и светилка пришивают боярам, старостам и скрипачу к шапкам красные цветки, сделанные из лент и булавок, или цветки пукетницы, и за это по одной-две копейки от каждого получают. Пообедав садятся отец и мать жениха на шубу, в верх шерстью вывернутую, держа в руках сытный или ржаной хлеб. Сын кланяется сперва отцу, который его благословляет хлебом, а потом и матери. Кланяется равномерно в ноги и просит дозволения об отъезде в дом невесты, а также и мать благословляет его хлебом и отпускает в желанный путь.
Получив таким образом право от родителей, жених с боярами, старостами, свахой, светилкой и дружками, едет ко двору невесты, куда приближаясь дают знать дружки отцу и матери невесты, что приехал их зять, и кладут хлеб на стол вместе со склянкой горилки. Мать невесты дарит дружку и его помощникам ручники и повелевает им въезжать во двор, где посреди двора стоит квашня, накрытая скатертью, а на квашне хлеб и склянка горилки. Тут выходит на встречу мать в вывернутой шубе, сидя на вилах и кочерге и держа в руках горшок с водой и овсом, который она дает по приветствии зятю, а он, взяв его у нее льет его на гриву лошади и отдаёт старшему боярину. Боярин, приняв у жениха горшок – бросает его в сторону, и если разобьется горшок, то родится сын, а если уцелеет, то дочь. Потом жених слезает с лошади, и на лошадь садится невестин брат, или родственник, и скачет по улице по всю конскую прыть, а за ним в погоню бояре, сев на лошадей гонятся. И поймав его, ведут во двор к невесте и там его, сидящего на коне, угощают вином. Причем подносчик говорит: «прошу выкушать», а он кланяется и не берет чарки вина, которую дружка выпивает. Потом наливают другую чарку, опять его просят, но он опять не берет. Тогда дружка спрашивает, что ему надобно? «Денег», говорит он. Дружка вынимает из кармана несколько копеек, кладет на тарелку и подносит ему. И тогда он, взяв деньги, потом выпивши вино, слезает с лошади. Бояре слегка стегают его по спине прутиками, или плетками и он от них уходит. Потом подходит к сенным дверям и взяв обнаженную саблю, или большую палку, садится возле невесты. А жених со свахой и светилкой стоят в сенях за порогом. Потом мать невесты выходит с зажжённой восковой свечей и зажигает держмимую светилкой на сабле тройчатку. Целуются через порог и вводят жениха в горницу с позволения старосты, где сидит невеста с подругами, а возле невесты сидит малолетний брат или родственник, который спрашивает дружку: «зачем ты тут сидишь?». «Я берегу сестру мою» - отвечает она. Дружка уже говорит – «она не твоя уже, а наша». «Если она ваша, то заплатите мне за корм, что я на нее употребил», продолжает этот отрок. «А что ты на нее употребил?» - спрашивает дружка. «Весьма много – 5 бочек бураков, 3 бочки капусты, 4 вола, 6 кабанов, 10 овец, 100 гусей, 200 кур, 75 уток, хлеба 20 кулей, пива 5 бочек, меду 2 бочки, горилки 5 бочек и прочего, в бытность ее в нашем доме за 15 лет». Выслушав это, дружка вынимает из кармана деньги – две или три копейки, положив их на деревянную тарелку, на которой стоит чарка простого вина, подносит ее продавцу, который видя малое количество денег, не идет на уступки и продолжает торг свой до 5-10 копеек. Получив их, он выходит из-за стола, и стоявший до это этого посреди горницы жених садится за стол в ряд с невестой. Невеста одета в серый или белый суконный кафтан, обута в красные сапоги, в шерстяной пестрой юбке, называемой «плахта», в красном переднике или запаске, и в шитой узорами белой холстяной сорочке. На голове ее две завитые кругом косы из своих волос, и во круг головы повязаны шелковые разные ленты с длинными, висящими по спине концами. На шее у нее несколько ниток красных корольков, именуемых «монисто» и медный крест, а на руке кольца медные. Жених одет в два серых кафтана, в шароварах того же сукна, в поясе пестром шерстяном и в красной суконной шапке, обложенной черной овчиной. В черных, вымазанных дегтем, широких онучах, наполненных ременными подвязками и медными пряжками. Стянутых сапогах, в одном из которых лежат две копейки денег с медным перстнем на руку и с утиральным платком, шитым по холсту красной бумагой, на поясе справа висящем. В этом уборе сидят они за столом, окруженные гостями. Как расселись, их отец и мать, родственники невесты, вошедшие к ним с чарками вина, кормят их все застолье. Потом раздают подарки – женихову отцу хлеба, матери жениха – сапоги, родственниками хлеб и платки, дружкам и гостям орехов и по два бублика или кренделю. От жениха таким же образом дарят подарки – родственника хлеб и платки, боярам по холстинному шитому или тканному с узорами платку. Потом дружка просит дозволения у старосты или посадить отца к молодым, или идти на двор танцевать. Староста троекратно выражает свое согласие, и тогда все выходят во двор и там играют музыку, пляшут, пока не позовут их к обеду, к которому идут по благословлению старосты.