Найти тему
Евгений Дмитриев

Что ел Иисус?

Photo by Edwin Chen on Unsplash


Тайная вечеря, которую Иисус ел со своими учениками, играет большую роль в истории христианства. Во время трапезы Иисус учредил таинство причащения. Более 2000 лет спустя последователи Христа все еще воссоздают эту трапезу в память об Иисусе. Еда и питье также играют центральную роль в нескольких других историях из жизни Иисуса, таких как свадьба в Кане и накормление 5000 человек. Стол, похоже, имеет значение для Иисуса. Но что ел Иисус за своим столом? Что ели на Тайной вечере? Если бы вы обедали с Иисусом, на что была бы похожа еда?

Я немного покопался, чтобы выяснить, что известно библеистам и историкам о продуктах питания и напитках, которые, возможно, нравились Иисусу.

Что ел Иисус в обычный день?

Краткий ответ: много хлеба. Хлеб был основным продуктом типичного ежедневного рациона в греко-римском мире первого века, дополненный ограниченным количеством местных фруктов и овощей, масла и соли.

Хлеб в Галилее первого века готовили из пшеничной или ячменной муки. Повара должны были перемалывать зерно в муку вручную, используя инструмент, называемый кверн. Для закваски хлеба пекари могут использовать в качестве закваски тесто, оставшееся от предыдущей партии хлеба, в котором уже росли дикорастущие дрожжи. Такие ингредиенты, как оливковое масло, соль и мед, могли добавляться в некоторые виды хлеба для придания вкуса и текстуры. Хлеб выпекался в небольших глиняных печах с куполом. Похожие печи, называемые табунными, до сих пор используются по всему Ближнему Востоку.

Хлеб можно макать в оливковое масло и подавать с оливками или бобовыми, чтобы сделать блюдо более сытным. Сыр, финики и мед также были довольно распространенными блюдами меню в Галилее первого века.

Есть библейские причины думать, что Иисус также регулярно ел рыбу. Рыба была пищей, которую ученики дали Иисусу после воскресения, когда он попросил чего-нибудь поесть, чтобы показать им, что он действительно воскрес из мертвых. Рыба также была в меню, когда Иисус, как известно, накормил 5000 человек.

Некоторые из учеников Иисуса даже были рыбаками по профессии. И служение Иисуса привело его в районы, где свежей рыбы было бы в изобилии, как для продажи, так и для вылова. Существует несколько историй об Иисусе и его учениках, пересекавших Галилейское море на лодке. Нетрудно представить, что ученики пытались поймать несколько рыб по пути. Так что есть веские основания полагать, что рыба могла быть обычным блюдом Иисуса и его последователей.

Будучи евреем, Иисус соблюдал бы еврейские диетические законы. (Другими словами, сегодня он придерживался бы кошерного раздела продуктового магазина.) Мы знаем, что древние израильтяне ели баранину и козлятину, но для Иисуса мясо, вероятно, было скорее особым угощением, чем ежедневным продуктом питания. Вместо этого он, возможно, полагался на бобовые, такие как фасоль или чечевица, и рыбу в качестве источника белка.

Что пил Иисус?

Самыми распространенными напитками во времена Иисуса были вино и вода. И многие люди пили их смешанными. Древние греки и римляне всегда разбавляли свое вино водой, прежде чем пить его. И Еврейский Талмуд указывает, что древние израильтяне делали то же самое. Так что Иисус, вероятно, пил много разбавленного вина.

Однако разбавленное вино не означает безалкогольное. Библейские свидетельства свидетельствуют о том, что вино, которое пил Иисус, было алкогольным. Из 37 упоминаний вина в Новом Завете в 33 используется греческое слово oinos. Этим словом обозначается перебродившее вино. Другими словами, когда в Новом Завете упоминается вино, обычно речь не идет о виноградном соке.

Большая часть вина, производимого в Святой Земле в древности, была красной. И Иисус, должно быть, думал о глубоких, насыщенных красных винах, когда решил использовать его как символ крови. Но белое вино могло быть доступно и Иисусу. Израильский винодел Ави Фельдштейн считает, что белое вино дабуки, изготовленное из одного из старейших сортов винограда на Святой Земле, может быть близко к тому, что пил Иисус.

Виноград для вина выращивали в Галилее и современной Иордании. Виноделы ссыпали виноград в чаны каменных винных прессов, где несколько человек наступают на виноград. Когда виноград отжимали, сок вытекал через соединенный канал, содержащий фильтр из шипов, в меньший чан внизу. Из второго чана сок можно было разлить по емкостям (обычно это глиняные горшки или бурдюки из козьих и бараньих шкур) и закупорить, чтобы началась ферментация. Получившееся вино, вероятно, сильно отличалось бы по вкусу от вина сегодняшнего.

Вино, поставляемое в керамических или деревянных бочках, приобрело бы вкус своей тары. По словам Патрика Макговерна, археолога из Пенсильванского университета, в древности вино также приправляли древесными смолами, каперсами и перцем.

Что ел Иисус на Тайной вечере?

Евангельские повествования говорят нам, что Иисус и его ученики ели хлеб и пили вино на Тайной вечере. Однако хлеб и вино, вероятно, были не единственными блюдами на столе.

Тайная вечеря, возможно, была пасхальной трапезой. Пасха — это когда евреи вспоминают свой исход из Египта. Евангелия от Марка, Луки и Матфея относят трапезу во время еврейской Пасхи к дню опресноков.* Это первый день семидневного празднования Пасхи. В этот день евреи традиционно отправлялись в иерусалимский храм, чтобы принести в жертву пасхального ягненка. Сегодня в иудаизме этот день Пасхи отмечается ужином в Седер.

Современная традиция Седера возникла, пока храм в Иерусалиме не был разрушен в 70 году н. э., но евреи во времена Иисуса участвовали в пасхальной трапезе после принесения храмовой жертвы. Это не было бы похоже на современный Седер, а исторические записи о пасхальной трапезе до традиции Седера менее подробны. Но мы точно знаем, что пасхальная трапеза включала бы пресный хлеб и, вероятно, жареного ягненка. Итак, если Тайная вечеря была пасхальной трапезой, мы, вероятно, можем поставить на стол эти два блюда.

Для более полного меню нам придется немного порассуждать. Но в 2016 году два итальянских археолога опубликовали исследование о том, что ели на Тайной вечере, которое включало реконструированное меню. Два археолога использовали библейские стихи, еврейские тексты, древнеримскую литературу и археологические данные, чтобы узнать о том, что ели люди в Иерусалиме в первом веке нашей эры.

Основываясь на своих исследованиях, они выдвинули гипотезу, что в меню Тайной вечери должны были входить тушеные бобы, баранина, горькие травы, рыбный соус, пресный хлеб, финики и ароматизированное вино.

Это меню отражает как-то, что Иисус и его ученики были практикующими евреями, которые, возможно, праздновали Пасху, так и то, что римская культура, окружающая их, оказала влияние на их рацион. Рыбный соус, например, был популярным римским ингредиентом. И это, вероятно, подавалось на банкете у Ирода и на свадьбе в Кане.

Имеет ли значение то, что ел Иисус?

Иисус просит своих учеников следовать ему, а не его диете. На самом деле, он на самом деле освободил нас от требований кошерной диеты через свою жертву на кресте. Так что нет необходимости выбрасывать зеленый перец и ананасы только потому, что Иисус их не ел. Но мы также не можем игнорировать то, что Иисус просил нас помнить о нем во время трапезы, преломляя хлеб и распивая вино вместе, как он делал со своими учениками.

Изучение продуктов, которые ел Иисус, напоминает нам о том, что он был реальным человеком, который ел, пил, смеялся и плакал за одним столом с такими людьми, как мы. Приготовление этих блюд для наших собственных столов — это способ, с помощью которого мы можем ощутить Иисуса и связь с его земным присутствием. Это не заменяет Причастия, но может быть способом усилить нашу признательность за это.

Еда — это и необходимость, и радость; делясь едой со своего стола, мы делимся радостью с нашими соседями и выражаем благодарность нашему кормильцу. Любовь, которую Иисус изливает в нас, о которой мы помним через Причастие, — это духовная пища, которая действует почти таким же образом.

* В Евангелии от Иоанна ужин проводится перед Пасхой. Ученые выдвинули ряд теорий, чтобы объяснить это кажущееся несоответствие, хотя это, вероятно, всегда будет оставаться загадкой. Авторы Евангелий были больше сосредоточены на том, чтобы поделиться посланием Иисуса, чем на согласовании дат. И все четыре рассказа, похоже, сходятся в том, что арест и распятие Иисуса произошли примерно во время Пасхи.