Найти тему
Текстовый реактор

Испытание горем: Надо вычистить эту купринскую «Яму»

Оглавление

Холодно в яме, все бегут домой к маме…

-2

Какой смысл в леденящем душу страхе? Фраза из фильма

*

Как ни странно, тема маньяков и убийц мощно заполоняет голубые экраны. Это и нашумевший «Фишер», и «Тень за спиной», «Убойная сила», «Душегубы», «Кукловод», их много…

Думается, наряду с веянием времени (не будем вдаваться в подробности), главным фактором всё-таки являются рейтинги. Ужасы, триллеры — люди попросту смотрят. Они востребованы, впрочем, как во все эпохи.

Но приступим…

Сразу отметим качественный звукоряд картины. Всегда обращаю на это внимание в первую очередь. Оттого чрезвычайно повезёт тому, у кого есть настоящее Стерео.

-3

С места в карьер

Самые распространённые мотивы «серийников» (серийных убийц):

· Непременное получение удовольствия. Не обязательно сексуальное;

· Доминирование и контроль: «Комплекс Бога» — есть такой научный термин, оправдывающий маниакальность;

· Подчинение неким высшим силам — измышлённым, несуществующим, неважно. Главное, выполнить их «указ», не зацикливаясь на последствиях — ведь их нет в виртуальной реальности больного мозга;

· Иррациональность целей, известных только маньяку;

· Финальное. Всех бесноватых объединяет детская травма, пронесённая через всю жизнь. Та губительная травма, как правило, кочует из поколения в поколение: безжалостно разоряя гнёзда здравого смысла.

О том фильм. О зачатке зла. Его генерации, генезисе. Его крайне сложных поисках. Об этимологии преступлений. Их психологических, ментальных причинах. О людском горе, цунами расходящемся от проекции Зла. От эпицентра прямо-таки купринской Ямы, где вершится действие картины. Полное бездушия…

«Ямой» зовут местные жители посёлок Замаячный, пригород одного из российских населённых пунктов, похожих друг на друга как две капли воды.

Аборигены стволов не боятся, все битые-перебитые, штопаные-перештопанные, сидевшие, ничего не боящиеся. Безбашенные.

С увертюры ленты зритель погружается в фавелы Рио-де-Жанейро, заброшенные кварталы Детройта. Где беглые жульбаны́, наркоманы и всяческое отребье, понаехавшее в Яму с начала 90-х, живут без кодексов и законов. Не ведая стыда-позора от творимого ими непотребства. Цинизма.

В доме одного заматерелого бандита случайно найдены три жертвы насилия. Содеянного давно. Девушки — задушены, с выколотыми глазами. Одна из них — дочь мэра.

По словам криминалиста, сохранились жертвы «неплохо» — за счёт особых тепличных условий в подвале дома. Орудие убийства — такое же, как и десять лет назад: — колготки. Признаки преступления, жестокость насилия говорят о том, что, возможно, из «небытия» воротился параноидальный шизик, орудовавший в сей дыре много лет назад, и затем пропавший без вести.

По деревне ходит страшная байка о том, кто совершает криминал. Это — дух покончившей с собой матери одного местного дурачка. Который съехал с глузду после того, как мама ни с того ни с сего вздёрнулась.

При дознании следователь-«важняк» Екатерина Мазурова (актриса Т.Чердынцева) встречается со старым приятелем, ныне — опером Сергеем Поляковым (А.Бардуков). Ухаживавшим за её сестрой Валей до того, как с ней столкнулся маньяк. И жизнь пошла вкось…

У Катерины тривиально едет крыша от понимания того, что тот юродивый одиннадцатилетней давности вернулся. Вплоть до потери сознания. У неё даже возобновилась психическая напасть, от которой избавилась ранее. Уехав от беды подальше в другой город.

Пробежимся по мнемоническим слоям ленты:

· Экшн? — нет, не прямой;

· Детектив? — не совсем. Точнее, триллер-раскрытие;

· Воспоминания? — есть чутка́, но не утомительно. Без них — никак.

Хотя и то, и второе, и третье в картине присутствует. Что придаёт произведению флёр хорошо сделанной режиссёрско-операторской работы. В придачу с прекрасной игрой актёров. Жирный плюс.

-4

Неврологические пласты

По пунктам, как обычно:

1. Воспитательный момент: неполные семьи, вечный «треугольник разводов»: сын-отец-«бывшая».

2. Старческая амнезия у матери, вызванная в прошлом неутешным горем по потере дочери: сестры Катерины. Пароксизмальная линия ведёт к провалам памяти у дочери — следователя прокуратуры Мазуровой. Что вредит работе, но — никто о том не должен знать!

3. Из предыдущего пункта идёт психиатрическая линия, к тому же довольно поучительная, скажу я Вам, дорогой читатель.

4. Авраамический, религиозный мотив — вечные земные вопросы: «Зачем нам Бог, который не спасает от безумств и катастроф?».

Знаете… Я бы так дал ответ на четвёртый вопрос: «Бог — Он не для нас. А — мы для Него. Посему невзгоды человек обязан(!) преодолеть сам. Не опираясь на чью-либо помощь. Ведь у каждого своё, индивидуальное Лихо. Своё горе. И лишь справившись, ты поднимаешь глаза к небу, словно молясь: “Спасибо…”»

«Тяжёлый фильм?» — спросите. — «Стопроцентно, — отвечу. — На развлекуху точно не тянет». Но…

Драма даёт абсолютный рецепт от всех болезней и напастей, о коих я тут понаписал. Это — во что бы то ни стало поймать ту чёртову сволочь! Избавить мир от чумы.

Ждём дальнейших серий…

Игорь ФУНТ