Здравствуйте, дорогие читатели и гости канала!
Предлагаю начать неделю с приятного - возобновляю еженедельные прогулки по улицам дореволюционного Петербурга, которые многие из Вас успели полюбить. Напоминаю, что "гуляем" мы посредством старых фотографий, которые для большего эффекта я окрашиваю в цвета, приближенные к естественным, при помощи искусственного интеллекта.
Несколько месяцев назад мы с Вами начали большую серию прогулок вдоль рек и каналов. И так как по Дворцовой набережной мы уже погуляли, то сегодня продолжим наш маршрут вдоль набережной Фонтанки.
Фонтанка берет начало у Летнего сада, но в сад мы сегодня заходить не будем - оставим его для отдельной прогулки.
Фото сделано с Прачечного моста (современный вид почти не изменился), который был построен аж в 1769 году и соединил территории двух островов - Летний сад (да, это тоже остров) и Безымянный.
Вообще тема островов в Петербурге достойна отдельного внимания и я даже как-то писала об этом. Если вкратце, то в городе порядка 40 островов, которые мы по привычке воспринимаем как единую сушу. Большая часть этих островов имеет названия, но есть и безымянные (их два, если не ошибаюсь). Самое интересное, что Безымянный остров, который с Летним садом соединил Прачечный мост, самый большой по площади среди всех петербургских островов, однако остался без названия. Почему так вышло, история умалчивает.
Центральное здание на фото, это Императорское училище правоведения, которое было построено в 1835 году на месте бывшего прачечного двора (память об этом дворе до сих пор живет в названии Прачечного моста).
В стенах заведения готовили будущих чиновников, юристов - разумеется, это были дети дворян. Поэтому среди прохожих мы с Вами встретили бы представителей этой немногочисленной, но влиятельной прослойки городского населения.
Однако, гуляя по набережной в те годы, помимо привычно красивых зданий и людей, мы непременно увидели бы огромное количество лодок, барок, пароходов. Все-таки водные артерии в то время были важной составляющей хозяйственно-бытовой стороны жизни: по ним доставляли дрова и другие грузы, возили людей, вывозили отходы и т.п.
Например, Финляндским легким пароходством осуществлялось подавляющее большинство пассажирских перевозок - их небольшие суда на паровой тяге стали перевозить жителей Петербурга (в качестве постоянного и общедоступного общественного транспорта) одними из первых. Кроме того, только этим обществом, осуществлялись грузоперевозки, служебно-разъездные и услуги по буксировке. Что примечательно, суда, которые работали как общественный транспорт, не имели названий, а только номера, а вот другие - буксиры и т.п. - имели весьма забавные имена, например, по Фонтанке (и не только по ней) плавало грузопассажирское судно "Вьюн", буксиры "Лёвушка" и "Володя", судно для служебной развозки "Чайка" и другие.
Но все же барки с дровами занимали наибольшее пространство водной глади реки Фонтанки, т.к. до появления и начала полноценного использования электричества, как вы знаете, дрова были основным источником тепловой энергии.
Также мы с Вами удивились бы весьма необычным по современным меркам сооружениям, которые встретили бы на всей протяженности реки - это живорыбные садки. И первый из них мы бы увидели неподалеку от Инженерного замка.
По пути мы встретим еще ни раз такие сооружения, однако их устройство одинаково и опишу его только здесь.
На плоскодонной барже делалась деревянная надстройка, где часть помещений отводилась под торговые нужды, а часть под жилищные - здесь нередко проживали хозяева садка, а также могли размещаться рабочие и приказчики. В торговой части баржи в полу устраивали что-то по типу люка но без крышки, где в специально оборудованном садке, в проточной воде реки содержалась живая рыба. На фото выше это сооружение крайнее слева.
Иногда, когда рыбы было много, рядом устанавливали дополнительные баржи с садками, но уже без надстроек. На фото как раз на таком стоит приказчик.
Рыба, кстати, здесь продавалась не только местная из Финского залива, Ладожского озера и водоемов Карелии, но и завозилась из гораздо более удаленных регионов. Из разновидностей в то время были популярны: щука, лещ, сиг, судак, лосось и другие.
Вообще про живорыбные садки на Фонтанке можно долго рассказывать, есть еще несколько интересных фактов, но оставлю их для следующих публикаций, а мы будем двигаться дальше.
А дальше у нас пересечение с набережной реки Мойки, и так как гуляем мы с вами в начале 20 века, то пересекли бы эту часть пути по арочному Пантелеймоновскому мосту, который только-только выстроили в 1908 году.
Хотя, на мой субъективный вкус, его предшественник - висячий цепной мост - был куда красивее. Здорово, что мы можем заглянуть еще дальше в прошлое и увидеть и это красивейшее сооружение.
В свое время (первая треть 1800-х годов) этот мост был первым во всей Империи висячим мостом, который мог выдержать проезжающие экипажи. В то время только за один день на него приходились нагрузки в 9000 конных экипажей.
Но в связи с постоянно растущим потоком пешеходов и транспорта, особенно после появления автомобилей в начале 20 века, нагрузка на цепной мост стала стремительно возрастать и возникла необходимость в его замене. Так, уже в 1906 мост заменили на временный, а после появился тот, по которому мы имеем счастье ходить и в наше время.
Ну и современное фото напоследок.
На этом на сегодня заканчиваю. Спасибо всем за компанию и до встречи в новых публикациях!