Художники Ноябрьска и Муравленко в течение двух дней на открытом воздухе создавали картины. Они ловили солнце и стремились запечатлеть его лучи на холсте, кормили не желающих позировать оленей, а поплывшие от дождя краски старались оформить как оригинальный художественный эффект.
Творческие выходные
Работа на пленэре – настоящий праздник для мастеров кисти. Несмотря на дождь, обрушившийся на головы художников и плоды их труда в первый творческий день, настроение у всех было приподнятое. Участники охотно делились впечатлениями от встречи.
– На природе дышится по-другому, лучше чувствуется цвет…
– Свежий воздух, совершенно особенное настроение, работа создается с легкой руки…
– Дождь не помеха, мы же художники, стараемся уловить каждое мгновение жизни и сохранить его на холсте…
Картины в эти дни получились особенными – чистыми, как воздух, и яркими, как краски уходящего лета.
Праздник искусства
Ноябрьский пленэр прошел в рамках третьей биеннале изобразительного искусства «Арт-град». В последние выходные августа профессиональные и самобытные художники Ноябрьска и Муравленко создавали этюды.
Лучшие работы представили на выставке «Время. Традиции. Судьба», которая открылась 1 сентября в Музейном ресурсном центре. Работы с ноябрьского пленэра стали лишь частью большой экспозиции. Во втором разделе собраны картины 57 художников из разных регионов России.
– В этом году тема биеннале связана с традициями, и локации для пленэра мы подобрали соответствующие: этнографический комплекс «Нум» и территория храма Архистратига Божия Михаила, – рассказала сотрудник Музейного ресурсного центра Наталья Глек. – На стойбище выехать сложно, а в этнокомплексе прекрасно отражена культура коренных северных народов.
Вид величественного храма в лучах солнца вызвал у мастеров особое восхищение и настроил на творческий лад. Впрочем, некоторые художники предпочли творить в вечернее время, при свете фонарей, когда дневная суета не может помешать погружению в чистое искусство.
Встречи в рамках проекта «Арт-град» проходят каждые два года и становятся все более популярными среди творческого сообщества. Первый пленэр собрал десять участников, а в этом году уже более двадцати человек, прихватив холсты и кисти, спешили присоединиться к увлекательному процессу созидания.
Уже первая версия «Арт-града» настолько понравилась участникам, что восемь из десяти не смогли расстаться с проектом и каждые два года с приближением августа подают заявки в Музейный ресурсный центр.
Дождь не помеха
Для профессионала и члена Союза художников России Елены Зориной создание картин на открытом воздухе – обычное дело.
– Я уже лет 50 выхожу на пленэры. Случалось, что и при 32 градусах мороза картины писала. Так что для меня сегодняшний дождь никаких проблем не создает, – заметила Елена Зорина.
Художник присоединилась к проекту, даже несмотря на сломанную ногу. Так и работала, сидя в коляске под зонтиком и прикрывая картину полиэтиленом. Ей досталась непростая локация – у загона с оленями. Рогатые не собирались спокойно позировать, предпочитая лакомиться вкусностями из рук Елены Васильевны.
Травму она получила, возвращаясь с международного пленэра. Остановилась в галерее искусств Зураба Церетели в Москве. Там познакомилась с мэтром и там же сломала ногу.
– Самое обидное, что пришлось прервать творческую поездку, – признается Елена Зорина.
Преподаватель детской художественной школы Муравленко Екатерина Орлова приезжает на ноябрьский пленэр во второй раз.
– Сотрудники музея встретили нас очень тепло, накормили. Здорово, что такие мероприятия проводятся, – поделилась впечатлениями гостья из Муравленко. – Художнику самому порой непросто вырваться из бытовой суеты. А тут такой повод – как не приехать? Сегодня пишу акрилом. Дождь немного размыл изображение, но для акриловых красок это не так страшно. Получился необычный эффект, который лишь придает оригинальность картине.
Алексей Пономарев совсем недавно приехал работать в ноябрьскую ДШИ им. Чайковского из поселка Уренгой. Узнав о пленэре, не смог его пропустить. На вопрос о том, сложно ли работать на открытом воздухе, ответил:
– Нет, наоборот, гораздо легче, чем в помещении. Ощущаешь внутренний подъем, и картина как будто сама пишется. Кроме того, здесь появляется возможность пообщаться с коллегами, обменяться идеями.
Среди участников «природного» праздника искусства немало тех, кто приобщился к живописи по зову сердца, не оканчивая художественных учебных заведений. Многие из них почувствовали желание творить красоту уже на склоне лет и теперь наслаждаются каждым моментом на своем пути к совершенству.
– В молодости я работала на фарфоровом заводе, расписывала изделия, – рассказала самобытный художник Светлана Ивженко. – Но там мы получали четкое задание, аккуратно его выполняли и тут же забывали об этом. Совершенно не сравнить с тем простором для творчества, который мне открылся, когда начала писать картины для души.
Слово экспертам
В последний день августа биеннале продолжилась встречей с приглашенными из других городов художниками – Чулпан Билаловой и Верой Фроловой. Они ответили на вопросы журналистов, поделившись впечатлениями от проекта и мнением о будущем изобразительного искусства.
На вопрос о том, как оценивались работы с ноябрьского пленэра, Вера Фролова ответила так:
– У пленэрной живописи есть свои особенности – это легкость и свежесть восприятия. Мастер должен успеть поймать момент здесь и сейчас. Если дорабатывать картину дома, исчезнет ее очарование. Было видно, что некоторые из авторов схитрили и завершили свое творение уже после пленэра.
В то же время эксперты высоко оценили умение выстраивать композицию у многих самодеятельных мастеров. Вера Фролова также поделилась мнением о дальнейшем развитии искусства в стране:
– Отечественную живопись всегда отличало присутствие духовности, в западном искусстве совсем другие акценты. В тяжелые периоды истории русский человек особенно тянется к прекрасному. Думаю, что в ближайшие годы искусство станет более позитивным, причем это коснется всех направлений – от абстракции до реализма. На первый план выйдет простота: изображение родного дома, любимых лиц, теплота и сочность красок.
Подарком для всех увлеченных живописью ноябрян стали мастер-классы от Веры Фроловой и Чулпан Билаловой. Ребята и взрослые с одинаковым вниманием слушали мастеров, стараясь четко следовать советам. Но и полет фантазии никто не запрещал. «Если есть березка, должен быть и домик», - подумала одна из маленьких участниц занятия. Так среди пейзажных шедевров появился один особенный – с трехэтажным розовым домом, в окнах которого всегда горит свет.
Вход свободный!
Открытие выставки «Время. Традиции. Судьба» стало кульминацией биеннале. Более 80 картин художников из Салехарда, Тюмени, Тобольска, Екатеринбурга и других российских городов объединила тема традиций народов нашей страны.
– Мы сильны, когда мы едины, когда помним, чтим и соблюдаем традиции своих предков, когда верны вековым ценностям, и на этой основе строим настоящее и будущее, – отметила в приветственном слове ведущая Наталья Глек.
Подошел долгожданный момент награждения участников конкурса «Ноябрьский пленэр». Перед жюри стояла непростая задача – из более чем 50 работ выбрать те, которые вызвали самый горячий отклик. О строгих критериях не могло быть речи – этюды создавались в разных техниках. Одни работы очаровали точно переданным настроением, другие запомнились выразительностью и стилем.
Победители и участники пленэра получили заслуженные дипломы и поздравления, а главное – эмоции, опыт и заряд вдохновения. Добавим, что выставка будет открыта для посетителей весь сентябрь. Вход свободный.
Дарья Кашкова
Фото Анастасии Даниленко