Найти тему

Филип К. Дик «Вторая модель»: первый том полного собрания рассказов и повестей уже в предзаказе!

Филип Киндред Дик - один из культовых фантастов прошлого века. Помимо романов он написал множество рассказов и повестей, которые выходили в разных изданиях, от журналов до сборников. Рано или поздно должно было появиться на свет полное собрание сочинений короткой формы Дика - вот и появилось. В четырех томах, о первом из которых, под названием «Вторая модель», пойдет речь в этой статье.

Обложка книги - book24.ru
Обложка книги - book24.ru

Первая реакция у большинства людей, когда выходит переиздание того, что мы уже читали, обычно сводится к вопросу: "А зачем?" и его более развернутой версии: "Там что-то новенькое будет или только то, что уже и так издавалось?" Ответы есть.

Во-первых, это полное собрание. Четырехтомник, который выпустили за рубежом, в едином оформлении, с интересным предисловием (в том числе и от самого Дика). Наш российский вариант переведен Дмитрием Старковым - с моей точки зрения, это один из лучших переводчиков, какие только есть. Во всяком случае, это в его переводе русскоязычный читатель знает Хайнлайна и не только его. Так как я на Хайнлайне именно в переводе Старкова выросла, для меня это сразу +100 очков к ощущению "классической" фантастики, "той самой", "старой доброй" ("доброй" в данном случае условно).

Во-вторых, там действительно есть рассказы, которые ранее никогда у нас не выходили. Не очень много, но есть. И они весьма заслуживают внимания, истинные поклонники творчества Дика точно оценят.

Иностранная обложка книги - Amazon.com
Иностранная обложка книги - Amazon.com

Мне посчастливилось быть литературным редактором этого сборника, поэтому я знакома с его содержанием. Суммарный объем - более 30 авторских листов. Обычно у нас выходят книги объемом 10 авторских листов, так что вывод о толщине можете сделать сами. Увесистый томик из 29 произведений - рассказов и повестей.

Так вышло, что прежде я так глубоко в рассказы Дика не погружалась. Кое-что читала, но немного. А благодаря этой работе нырнула с головой, впервые, и узнала этого писателя с абсолютно новой для себя стороны. Узнала - и прониклась по полной, так что ниже будут впечатления поклонницы, хоть и с некоторой претензией на объективность.

Могу сказать, что в первый том вошли абсолютно чудесные произведения, редактировать перевод каждого из них было колоссальным удовольствием. На мой взгляд, Филип К. Дик - мастер рассказов. Именно рассказов, гений короткой формы.

Биография Дика с сайта book24.ru
Биография Дика с сайта book24.ru

Рассказы - очень сложная история. Читатели редко и трудно читают один рассказ за другим, потому что им уже или хочется погрузиться по полной, как в роман, или же есть чувство недосказанности, оборванности на самом интересном месте. А у Дика - идеально. Форма короткая, но эффект чтения романа - погружение полное, проживание полное, история полностью закончена. Каждый раз.

А еще, что важно, при общей линии и мысли, каждый его рассказ - разный. Уникальный. Свой собственный. Нет ощущения однотипности или избыточности - и тут, конечно, низкий поклон составителям сборника. Очередность произведений очень важна - как раз чтобы избежать чувства, что тебя нудно и настойчиво кормят одним и тем же, когда ты и с первого раза всё понял.

Первые 12 рассказов, включенных в сборник «Вторая модель», преимущественно романтичные. Абсолютно жизнеутверждающие и удивительно светлые. А еще Дик, как все классики фантастики, оказался пророком.

Там, например, есть рассказ о... нейросети. Прямо о настоящей нейросети. Я читала текст - и видела запросы для Кандинского и результат их обработки (во всяком случае, во времена версии 2.1 - 2.2 лишилась изрядной доли крипоты). Как он это угадал? В те-то годы, когда не пахло даже мессенджерами (у Дика везде видеофоны как средство связи)?

Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Согласно сюжету, ученый хотел дать вторую жизнь музыкальным произведениям. Загружал ноты в машину, оттуда выходили странные животные и убегали жить в лес :)
Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Согласно сюжету, ученый хотел дать вторую жизнь музыкальным произведениям. Загружал ноты в машину, оттуда выходили странные животные и убегали жить в лес :)

Мой любимый рассказ в сборнике - «Маленькая революция». Считается, что его взяли за основу создатели «Истории игрушек», и когда читаешь, в этом нет никаких сомнений. Там именно концепция, дух и определенные линии с отсылками точно прослеживаются. Видно невооруженным глазом - вдохновлялись ребята Диком, вдохновлялись.

Если первая половина сборника вышла романтичной и даже местами трогательно-утопической, то вторую можно смело назвать хоррорной.

Тут вам и искусственный интеллект, устроивший апокалипсис и принимающий раз в год человеческие жертвоприношения, и бабочки-убийцы, уничтожившие человечество, и роботы-когти, захватившие Терру, и жутковатый ретеллинг мифа о Леде и Лебеде, и абсолютно Геймановская старушка с печеньем, которая не просто так прикармливает пухлощекого мальчика…

А чего стоит подозрительно благополучная планета, на которой, на самом деле, живет протоплазма, которая разделывается с людьми в три секунды, просто копируя предметы их обихода (они потом нападают и уничтожают их владельцев)…

И еще одна иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Это уже к рассказу "Колония" о той самой протоплазме...
И еще одна иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Это уже к рассказу "Колония" о той самой протоплазме...

Отдельного внимания также заслуживают обновленные модели айфонов роботов домашнего обихода, делающие более старые поколения непригодными для использования... Настоящее крошилово!

Но и трогательные, в духе первой части сборника, истории продолжают появляться до самого конца, чтобы разбавить градус жести.

Так, например, в одной из них славный пожилой владелец заправки неожиданно становится королем сказочных существ и исполняет возложенные на него функции, к которым вовсе не стремился, со всей доблестью и ответственностью. А в другом рассказе происходит изменение прошлого, которое ведет к тому, что в будущем нет войн, машин и городов, а только поля, живая природа и счастливые люди в длинных одеждах. Практически Толкиновская идиллия)

А еще есть совершенно хайнлайновская «Дверь в лето», рассказанная немного на другой манер. И, опять-таки, очень хайнлайновский шпионский сюжет про марсианские спецслужбы и теракт, устроенный землянами за 5 минут до машстабной войны между Террой и Красной Планетой…

Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Будем считать, что к "Хрустальному склепу", хотя больше похоже на "Вторую модель" :)
Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Будем считать, что к "Хрустальному склепу", хотя больше похоже на "Вторую модель" :)

Ассоциации с Толкином, с Хайнлайном ждут наверняка, но еще вспомнится и «Назад в будущее»: в двух рассказах встречается славнейший Док Лабиринт, гений-экспериментатор, ворчун и идеалист, который, конечно, всегда трудится во имя добра и науки. В упомянутом мной выше рассказе о нейросети Доку не хватает полученного негативного опыта, и он изобретает устройство, способное оживлять. Вот только ботинок, волей эксперимента получивший возможность жить и мыслить, перым делом создает себе женщину из подручного материала и удаляется с ней в кусты подальше от ученых мужей. Оно и логично, и правильно - куда же в этом обреченном мире без любви, даже если ты обувь!

В целом мне все рассказы очень понравились, кроме одного - ретеллинга Леды и Лебедя. Вот здесь, извините, практически до рвоты - что, конечно, говорит о мастерстве писателя, ибо именно этого он и добивался.

Просила Кандинского нарисовать мерзкую картинку по ключевым словам из сюжета, но получилось что получилось :)
Просила Кандинского нарисовать мерзкую картинку по ключевым словам из сюжета, но получилось что получилось :)

Мои любимцы из первого тома полного собрания рассказов и повестей Филипа К. Дика:

  • Маленькая революция
  • Мистер Звездолет
  • Извечные
  • Машина-хранительница
  • Хрустальный склеп
  • Полный расчет
  • Недолгая, но счастливая жизнь оксфордского ботинка
  • Великий К
  • Колония
  • Вторая модель

Для кого это издание? Для фанатов, конечно. Для тех, кто хочет поставить на полочку всего Дика в красивом оформлении. FanZon сделали все, чтобы визуально сочеталось с оформлением романов Дика - обратите внимание на шрифт, а корешок и вовсе один в один. Судите сами.

Если у вас уже есть сборники рассказов Дика в других переводах, то вряд ли вы станете покупать этот четырехтомник только из-за красоты. Если же вы, как и я до недавнего времени, не погружались в творчество Дика настолько глубоко, то это издание - идеально для знакомства с писателем. Почему? Во-первых, потому что это рассказы - никто не призывает читать от корки до корки, почитали, полистали, отложили, потом вернулись. Тем более, что у Дика каждый рассказ - полностью прожитая, логично поданная и завершенная история. А еще потому что это перевод Старкова - а от перевода многое зависит. Старков с его несколько архаичной стилистикой дает очень ламповое ощущение, а так как у Дика в основном ретрофутуризм, и даже его будущее - это все те же 60-е годы прошлого века, после которых история пошла по другому сценарию, такая манера повествования очень в тему, на мой взгляд.

Оформить предзаказ можно здесь. Книга планируется к выходу в сентябре - уже ушла в типографию и печатается)

Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Подходит по смыслу и ощущению ко многим рассказам Дика в этом сборнике :)
Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2. Подходит по смыслу и ощущению ко многим рассказам Дика в этом сборнике :)

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!

Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал: "Тук-тук, это редактор". О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)