Найти тему
Научпок Блондинки

Каковы основные направления научного исследования сознания?

Существующие в философской литературе дефиниции сознания условно можно разделить на два класса: к первому классу относятся определения, в которых доминирует естественно-научный аспект. Большинство таких определений акцентируют внимание на зависимости сознания от деятельности головного мозга человека. Ко второму классу относятся определения, в которых доминирует метафизический (философский) аспект. Сознание при таком подходе в большинстве случаев предстает как некая относительно самодостаточная субстанция, которая не связана непосредственно с физиологическими процессами, происходящими в головном мозге человека.

Трудности в описании и при попытке формулировки научного определения сознания связаны по большей части с неадекватной методологией его исследования. В рамках философии сознания, нужно выработать новый взгляд на мир, позволяющий рассматривать субъективное и объективное в качестве частей единого целого, неразделенного мира. Современная наука в этом смысле находится в согласии с требованием мудрецов древности – рассматривать человека в неразрывной связи с природой и Космосом. Задача исследователей, таким образом, заключается в том, чтобы научным языком сформулировать эту особенность бытия человеческого сознания, которая известна достаточно давно.

В истории философии трудно найти такую школу, которая бы не пыталась разгадать тайну сознания человека. В китайской традиции понятия «сознание» и «сердце» были синонимами. Этого не было на Западе, где существовали «истины разума» и «истины сердца». Человеку необходимо уравновесить свое сознание – такую установку конфуцианства называют концепцией «небьющегося сердца». В древнеиндийской духовной традиции существует сюжет о вечном круговороте жизни. В пуранической концепции мира жизнь рассматривается в качестве вечно повторяющихся циклов (периодов). Но повторение одних и тех же процессов наводит на мысль о незавершенности какого-то очень важного действия. Нас вновь и вновь ставят в одну и ту же ситуацию, которая должна каким-то образом разрешиться. И это действие, есть не что иное, как состояние напряженной мысли. История человека начинается только вместе с процессом самостоятельного мышления и разгадки тайн мира. Но этот процесс по разным причинам откладывается на будущее, человек склонен жить стереотипами и рецептами прошлого, а не самостоятельными усилиями. В этом плане тезис о страданиях человека приобретает несколько иной смысл. Их источником является упорное нежелание вступать в эпоху перманентных творческих усилий мысли и ответственности за содержание своего сознания.

Дорогой читатель, Блонди очень старается, пожалуйста подпишись на канал!