Найти тему
Сретенский монастырь

РУМЫНСКИЙ ПАТЕРИК. ВСЕЦЕЛОЕ ПРИНЕСЕНИЕ СЕБЯ В ЖЕРТВУ

Оглавление

Архимандрит Дометий (Трихеня)

Жизнь

Архимандрит Дометий (Трихеня)
Архимандрит Дометий (Трихеня)

Архимандрит Дометий происходил из коммуны Тилишка уезда Сибиу, родом был из семьи набожных верующих. Мать посвятила его Богу и Пресвятой Богородице, и он в 1922 году, в возрасте лишь 13 лет, вместе с другим юношей отправился на Святую Афонскую Гору, где они и остановились в румынской келье святого Ипатия.

Горячая ревность о Христе, строгое афонское благочиние и пример румынских монахов, истовых подвижников, вдохновили юного Думитру навсегда остаться на Святой Горе. Вскоре он усвоил распорядок богослужений, псалмопение, навык отсечения воли и иные добродетели, угодные Христу. И когда старцы кельи святого Ипатия почили, монах Дометий в 1937 году был рукоположен в иеромонаха, затем наречен старшим в этой келье и продолжил в ней распорядок и подвиг своих предшественников.

В 1965 году он был возведен в архимандрита и наречен настоятелем монастыря Зограф, воздвигнутого святым Штефаном Великим, и управлял им более 10 лет, весьма посодействовав его обновлению.

Келья св. Ипатия на Святой Горе Афон
Келья св. Ипатия на Святой Горе Афон

Возвратившись в келью святого Ипатия, архимандрит Дометий в молитвах и подвигах подвизался еще 10 лет. Затем, причастившись Тела и Крови Господних, в мире предал душу свою в руки Христовы в 1986 году.

Дела и изречения

Говорил отец Дометий:

– Хотя здесь, на Святой Горе Афонской, у нас и не было своего монастыря, где бы славили Христа на румынском наречии, но тем не менее румынское монахи по праву считаются одними из самых благочестивых, смиренных и любящих безмолвие и подвижничество. Вот несколько великих румынских монахов-святогорцев: иеросхимонах Нифон (Ионеску), основатель румынского скита Продрому († 1901); схимонах Нектарий (Крецу; † 1899), величайший афонский протопсалт XIX века, именуемый «Афонским соловьем» и «вторым Кукузелем»; боголюбивый Авксентий (XIX в.), великий исихаст, подвизавшийся под самой вершиной Афона, и монах Виталий († 1945).

Из румынских афонских духовников упомяну иеромонахов Герасима (Серкеза), Илию (Вулпе), Антипу (Динеску), Макария (Унтана) и иных. А из самых преуспевших в подвижничестве румынских монахов упомяну лишь Игнатия из Иверского скита, Исаию и Феофилакта из Керасьи, Геннадия из скита Вигла, относящегося к Продрому, Виссариона и Герасима из келлии святого Ипатия, Илариона из Калимицы, Арсения из Ксиропотама и иных.

Об оскудении духовной жизни сказал так:

– Мы монахи ХХ века, и с изменением мира изменилось вообще всё, оскудела духовная жизнь в монастырях, стало меньше монахов, оскудели вера в Бога, любовь, молитвенная жизнь и ревность о жертве. Ведь монашество – это, прежде всего, всецелое принесение себя в жертву. Сегодня мало героев, мало святых, потому что ослабли вера и жертва.

А потом надо признать, что и здесь, на Афоне, никто не сходит с небес, все приходят из сумятицы мира, а их некому взращивать, формировать духовно, чтобы они возросли в меру наших отцов, поскольку искусных духовников уже нет нигде. Хороших монахов дают хорошие духовники.

Архимандрит Дометий (Трихеня) во главе братства монастыря Зограф на Святой Горе Афон, 1968 г.
Архимандрит Дометий (Трихеня) во главе братства монастыря Зограф на Святой Горе Афон, 1968 г.

О духовном обновлении монашества сказал так:

– Православное монашество вообще и афонское в частности уже бывало в упадке, но никогда в таком, как сейчас. В прошлом ослабление монашества происходило по внешним причинам, каковы войны, чужеземные оккупации, гонения, ереси и прочее. А теперь ослабление монашества идет изнутри, по причине оскудения веры, любви и нашей ревности о Христе, что гораздо тяжелее и не поддается излечению.

Затем добавил:

– На Афоне можно было бы продолжать вести и обновлять духовную жизнь, если бы не испортили закон и вековечный распорядок Святой Горы. Раньше Святая Гора была автономной, управлялась сама, изнутри, и ни одно государство в мире не могло ее коснуться. А теперь управляется цивильными законами извне и больше не обладает независимостью, и кто угодно может сюда войти, поэтому власти тьмы мало-помалу приведут ее к молчанию и уничтожению. Знаю и то, к какому числу насельников дойдет Святая Гора Афон. В конце останется очень мало монахов, но они будут подобны соли в еде.

И еще сказал:

– Исправление и обновление монашества тоже начинаются изнутри. Если монахи отринут причины, доведшие их до этого состояния упадка; если у монастырей снова будут хорошие духовники; если мы снова обратимся к духовному, то есть к храму и как можно большей молитве, к любви и послушанию, нищете и как можно более чистой жизни, и если отложим мирские попечения, материю, хорошую жизнь и свою волю, тогда монашество опять будет спасено, духовная жизнь обновится и мы опять будем подобны светильникам на подсвечнике, горящим для всего мира.

Говорил и это:

– Если монахи смиренно подклонятся под послушание и будут получать духовные увещания от духовников и искусных мужей, они смогут принести обильный плод в страхе Божием.

Господь наш Иисус Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Прежде всего необходимы любовь и страх Божий, которым всякий отдаляется от зла.

О румынском ските Продрому говорил так:

– Скит Продрому нуждается прежде всего в духовном единстве, простоте и любви к братству. Затем надо поддерживать крепкую связь со Святой Лаврой, к которой он относится, и чтобы монахи между собой не устраивали местничества, которое хуже ереси.

Афонский румынский скит Продрому (святого Иоанна Предтечи)
Афонский румынский скит Продрому (святого Иоанна Предтечи)

Монахи и монастыри с благоговением и почтением да взирают на светлое прошлое наших предшественников, на жития святых и поучительные слова отцов.

У нас есть только один путь: идти вслед за Христом и жить Евангелием Христовым. Будем же утешать народ Божий и станем для всех светильником, возжженным на подсвечнике. Иначе мы не сможем спасти ни себя, ни других. «Тобою приходит спасение, Израиль, и тобою погибель».

Своим духовным чадам говорил:

– Напомню вам песнопение, которое поется в храме: «Любите Бога, и жива будет душа ваша; ничто не почитайте больше Его любви».

Другим ученикам говорил:

– Для стяжания спасения самыми необходимыми добродетелями являются: исполнение Божественных заповедей, чистое исповедание всех грехов под епитрахилью духовника, без утайки ни единого помысла в сердце, и причащение Тела и Крови Господних со смиренными слезами, запечатлевающими молитву, принятую на небе.

Помилуй нас, Владыко, Боже всех, и посети! Воздвигни руку Твою на чужие народы, и да познают они могущество Твое (Сир. 36: 3).

Благослови, Господи, страну Румынскую, строительницу храмов и основательницу монастырей повсюду, облачением архиерейства и священства, по Твоей благости и величию. Монахов облеки в ризу смирения, которым они безопасно пройдут над всеми злыми сетями врага, а правоверных христиан облеки в радость спасения. «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1: 18–19).

Настоятель монастыря Зограф архимандрит Дометий (Трихеня)
Настоятель монастыря Зограф архимандрит Дометий (Трихеня)

Наконец сказал о румынском народе так:

– О благоверный народ! Не знаю, чем больше восхищаться в тебе: любовью ли к Богу, ревностью ли о храме, сострадательностью, щедростью, благочестием или страннолюбием? Ибо ими мы укротили надвигающиеся орды языческих племен, жаждавших благ нашей страны, поэтому думаю, что нет под солнцем народа более милосердного и терпеливого, чем румынский.

А теперь, возлюбленные, если благоволите, примите от меня эти слова как изумруды и рубины, а злобы мои благоволите счесть благостынями, ибо только так мы все можем спастись. Аминь.

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм