Мифология, религия и философия тесно связаны между собой. Истоками философии были мифология и религия, но в отличие от них философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность к научному исследованию действительности, в результате чего она становится основой научного мировоззрения.
Религия является одним из основных вариантов существования системы моральных норм. Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях, когда утешение и сострадание могут быть важнее для человека, чем рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, например, является естественным и необходимым процессом. Оно формулирует абсолютно истинные моральные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, она вроде бы ущемляет свободу человека, признавая его "божьей тварью", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны, религия является консолидирующим фактором социальной жизни, регулируя отношения между людьми, что особенно важно для обществ, в которых человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.
Что касается мифологии, то она является очень важной частью системы философского знания. Формирование мифологии было как необходимым условием генезиса философского самосознания, так и его следствием. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусства, философии. Лишь позднее эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мировоззрение, мироощущение, миропонимание той эпохи, в которую был создан.
В историческом развитии мифологической философии от античности до романтизма существовал целый ряд трактовок сущности мифа: подлинная реальность, божественное откровение, бессмысленный полет фантазии, праздное воображение, неверно истолкованное событие, историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая фактором власти и идеологических отношений общества.