Найти тему

О памятнике и его авторе

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств во время очередного заседания в столицы предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к будущему 200-летнему юбилею победы над иностранными интервентами. Александр I идею не поддержал, сославшись на отсутствие денег. В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств И. П. Мартос, не дожидаясь монаршей воли, сам разработал макет памятника и продемонстрировал публике. Публике макет понравился, но устанавливать памятник никто не спешил. В 1808 году жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о необходимости памятника и даже начали сбор средств. На этот раз Александр I идею поддержал, и был объявлен конкурс среди скульпторов. Победил проект уже упомянутого Мартоса. В 1809 году объявили всероссийскую подписку, и было собрано 136000 рублей – огромные деньги по тем временам. Позже бюджет еще увеличили.

-2

Скульптор решил, что его памятник должен быть непременно установлен в Москве, и чиновники с ним в итоге согласились. Работать над малой моделью будущей композиции он начал в 1811 году, а события 1812 году вдохнули в символ борьбы с интервентами, захватившими Москву, новый смысл. Большую модель Мартос закончил в 1815 году. Головы Минина и Пожарского, по мнению некоторых искусствоведов, напоминают типичные головы древнегреческих богов, прежде всего канонические изображения Зевса и Посейдона.

-3

Примечательно, что на одном из барельефов Мартос изобрасил себя и своих сыновей. Он представлен в образе отца, отправляющего сыновей на войну. Голову его делал лучший ученик Мартоса – С.И.Гальберг. Позже один позировавших сыновей  Мартоса будет убит солдатами Наполеона в Италии. На другом барельефе Пожарский борется с поляками.

-4
-5

В 1816 году памятник отлил Василий Екимов, известный литейный мастер Академии наук. Это был первый в России случай, когда столь большая и сложная композиция была отлита за один раз. Полгода ее везли из Петербурга в Москву, в основном по воде. Постаментом занимался зять Мартоса А. И. Мельников. Из Выборгской губернии три гранитных блока везли по воде в столицу,  где над ними работал знаменитый каменотес Самсон Суханов. Стараниями этих и многих других людей 20 февраля 1818 года на Красной площади был торжественно открыт первый в городе монумент, который теперь знаком каждому. Более того, он считается первым памятником, воздвигнутым в Москве.

-6

Первоначально он стоял перед Верхними торговыми рядами (ГУМ) в окружении четырех фонарей, и рядом дежурил гренадер. В 1931 году монумент  перенесли ближе к  собору Василия Блаженного.

портрет работы А. Г. Варнека
портрет работы А. Г. Варнека

Скульптор Иван Петрович Мартос был личностью легендарной. Он родился в 1754 году в сотенном местечке Ичня Прилуцкого полка Войска Запорожского (ныне Черниговская область Украины). Его отец был сотенным атаманом (помощником сотника). В 1761 году Мартос был отправлен в Петербург и стал воспитанником только что открытой Академии Художеств. Закончил ее он в 1773 году, затем отправился на учебу в Италию. Через несколько лет Мартос Вернулся в Петербург и сам стал преподавателем. Впереди его ждала успешная карьера: звание «назначенного в академики» за скульптуру «Андемион спящий» (1778), звание академика за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов» (1782),  адъюнкт-профессора (1785), члена Совета Академии художеств (с 1788). В 1794 году был уже старшим профессором. За памятник на Красной площади Мартос получил чин действительного статского советника, а также ежегодную пенсию 4000 рублей, которая после смерти должна была перейти к вдове. Пиком карьеры стала должность ректора. В некоторых источниках утверждается, что в начале 19 века Мартос вернулся на историческую родину и какое-то время там жил, но никаких документальных подтверждений этому нет. В 1830 году он оставил свой пост из-за проблем со здоровьем, но получил звание почетного ректора скульптуры.

Дочери Вера и София. Худ. А. Г. Варнек
Дочери Вера и София. Худ. А. Г. Варнек

Скульптор имел большую семью и был дважды женат. Первая жена – Матрена Львовна – была дворянкой, умерла в 43 года от чахотки. В первом браке родилось 4 сына и 7 дочерей. Также в доме проживали многочисленные бедные родственники, среди которых племянница супруги Авдотья Афанасьевна Спиридонова. Однажды скульптор узнал, что его дочери грубо и пренебрежительно обращаются со своей кузиной, а одна даже дала ей пощечину, поэтому девушка решила уйти из дома и искать себе работу. Тогда он сделал Авдотье предложение, мотивируя свое решение тем, что раз дочери не уважают ее как кузину, придется уважать как мачеху. Брак был счастливым, появились сын и любимица семьи дочь Катя. Примечательно, что спустя годы к Кате посватался ученик Академии барон А. П. Клодт. За пару лет до этого девушку выдали замуж за успешного архитектора В. А. Глинку намного старше нее, и тот через год умер от холеры, оставив в наследство около 100000 рублей. Но мать отказала, мотивируя это тем, что у Клодта совершенно нет денег, и ему стоит делать предложение девушке в таком же положении, например, их воспитаннице Уле. Клодт действительно сделал Ульяне предложение и жил с ней долго и счастливо. Вскоре после свадьбы он получил несколько крупных заказов и стал богатым и знаменитым, несостоявшаяся теща позже жалела о своем решении. При этом финансовыми делами Кати занимались родители, после похорон мужа он вернулась в отчий дом и долгое время даже не знала, насколько она богата. Почти все дочери скульптора вышли замуж за людей искусства.

Скульптурный портрет Мартоса (1838) автор - Самуил Гальберг, ученик Мартоса
Скульптурный портрет Мартоса (1838) автор - Самуил Гальберг, ученик Мартоса

Дочь живописца и вице-президента АХ Мария Каменская оставила подробные воспоминания о жизни и быте профессоров, которые при Академии имели служебные квартиры и мастерские. Семья Ф. П. Толстого жила как раз по соседству с Мартосами. О Мартосе Каменская писала следующее: «При выпуске получил первую золотую медаль и был послан в Италию пансионером; там, как умный человек, кроме изучения скульптуры, воспользовался пребыванием своим за границей и образовал себя еще более: изучил основательно итальянский и французский языки; говорил на них бойко. Итальянского языка я никогда не знала и не могу судить о нем, но помню, что Иван Петрович говорил по-французски свободно, даже красноречиво, но только выговор у него был грубый, какой-то семинарский. В то время, как я узнала Ивана Петровича, ему было лет 80, но он казался еще крепок и бодр, как молодой человек. Лицо у него было выразительное, с хитрецой, как говорил мой отец, с очень крупными чертами; совершенно лысую свою голову дома он прикрывал шапочкой из итальянской соломы, фрак носил серого сукна с большими перламутровыми пуговицами, башмаки с стальными пряжками; белье на нем было всегда белейшее, с плойными брыжами, на указательном пальце правой руки у него красовался перстень с большим итальянским камнем. Вежлив со всеми он был до приторности, но сам любил этикет, чинопочитание и держал молодежь, как говорится, “в струне”… Мастерской, собственно говоря, у Ивана Петровича не было, а была точно такая же высокая со сводами зала, как у нас, и в ней старичок устроил себе очень оригинальную мастерскую; она же была и столовая и в торжественных случаях живо превращалась в бальную залу… Только две вещи никогда не двигались с своего почетного места в импровизированной мастерской — это два громадные алебастровые слепка с памятников работы Ивана Петровича, которые вечно стояли недвижно на простых массивных деревянных станках в двух углах около входной двери в залу. По правую руку памятник Минину и Пожарскому, а по левую памятник великолепному князю Тавриды; о нем помню, что он кудрявой головой доставал до самого начала свода, а около ног у него зачем-то сидел орел… За неимением особой столовой в квартире ректора и по невозможности поставить в залу, кроме двух памятников, какой-нибудь буфетец или шкафик, изображения великих людей приспособили по хозяйству: в ногах у Минина и Пожарского всегда стоял судок с горчицей, уксусом и прованским маслом, корзина с ложками, ножами и вилками; на остальные свободные места гости мужеского пола всегда наваливали свои шляпы… Князь Потемкин всегда стоял настороже за шкатулкой с чаем и сахаром, лоточком с булками и грудою чайных чашек; на голову орла вешали просушиваться чайное полотенце. Всю средину мастерской занимал длинный складной стол, покрытый чудным персидским ковром. Вокруг стола, рядом, один около другого, лепились стулья с высокими спинками, обитые черной кожей с медными гвоздиками. Около одной стены помещался такой же диван, на котором Иван Петрович засыпал часок-другой после обеда. Наконец, у окна, как “святыня”, до которой никто не смел дотрогиваться, стоял станок с укутанной в мокрые тряпки глиняною работою Мартоса, и около него раскинутый ломберный стол, заваленный старинными гравюрами. Надобно знать, что ваятель IX на X века никогда не лепил иначе, как приглядываясь к изображениям античных статуй, главное, к их драпировкам… Драпировки — это была страсть Ивана Петровича; он был скульптор очень стыдливый и показывать много голого тела не любил. Ему вылепить женскую фигуру с обнаженной грудью было бы невозможно. Стыдно, да и только! Вообще для скульптора, который побывал в Италии, скромность его просто казалась непонятной. Может быть, происхождение его из духовного звания оставило на нем до старости лет свой духовный отпечаток… У него было какое-то отвращение к голому телу. Помню, как позднее, разговаривая раз со мною про знаменитую танцовщицу Истомину, так обаятельно воспетую Пушкиным. Старичок сказал: “Коровища жирная, оголилась вся, да еще перегибается и наклоняется, тьфу, мерзость какая!” За мастерской шла маленькая гостиная, перегороженная пополам массивною перегородкою с античными барельефами, за которой была спальня Ивана Петровича и Авдотьи Афанасьевны. Помню, как в этой гостиной они всякий вечер сражались в мельники (прим. в дурака) и, если она останется мельничихой, он надевал на нее свою соломенную шапочку, а если он — мельником, то она на него — свой чепец. За гостиной шла еще комната под названием “комната барышень”». По воспоминаниям Каменской, Мартос был человеком достаточно вспыльчивым и в случае необходимости не стеснялся отстаивать свою точку зрения. Не удивительно, что он смог не только создать памятник, но и настоять на том, чтобы он стоял на Красной площади.

Умер скульптор в 1835 году.

Другие работы

Памятник де Ришельё в Одессе (1828)
Памятник де Ришельё в Одессе (1828)
Памятник Ломоносову в Архангельске (1832)
Памятник Ломоносову в Архангельске (1832)
Надгробие М. П. Собакиной (1782)
Надгробие М. П. Собакиной (1782)
Надгробие С. С. Волконской (1782)
Надгробие С. С. Волконской (1782)

от материал также можно увидеть на моем канале тут

#искусство #скульптура #19век #биография #достопримечательности