Государственное регулирование сложная система мер, применяемая при антимонопольной политики. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одного производителя способствует его монополизации. Значит государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм гигантов. С др. стороны только круп предприятия могут полноценно использовать положительные стороны на масштабах пр-ва и другие преимущества гигантов. Поэтому существует два подхода к антимон. политики:
поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимон. меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений)
структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка)
Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
Так, доказать необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:
а) могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности
б) искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами.
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушит не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.
Функциональный подходпреобладает по отношению к уже сложившимся фирмам монополистам. Карательные меры против них
принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.