Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Ее основные черты:
1) в условиях монополии потребителям противостоит один единственный производитель-гигант; (при этом потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.)
2) Уникальность и неповторимость продукции, производимой монополистом; (это условие позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы)
3) Полнота информации в руках монополиста; (обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объём рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объёмов продаж и в деталях осведомлён о ценах, которые сам же и устанавливает.
4) Существуют непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.
Основные барьеры, существующие в монополистической отрасли:
1. Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
2. Легальные барьеры (монопольное владение источником сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
3. Нечестная конкуренция.