Одной из главных задач VIII Восточного экономического форума (16+), проходящего в эти дни во Владивостоке, является поиск решений для развития транспортно-логистического комплекса на Дальнем Востоке, от успешной деятельности которого зависит экономическая устойчивость страны. На площадке форума будет много говориться об интересе государства к развитию портовой инфраструктуры, которая, признаемся честно, на данный момент соответствует поставленным задачам не по всем параметрам, а значит, на первый план сегодня выходят новые проекты, которые при помощи федеральных структур реализует бизнес.
Казалось бы, посыл государством дан чёткий — поддерживать начинания на всех уровнях. Увы, но на практике есть ряд примеров, когда усилия реального бизнеса разбиваются о непреодолимую (хочется верить не навсегда) стену противодействия, в том числе со стороны госструктур. К примеру, в порту Владивосток, выполняющему сверхважную задачу по обработке грузов в сезон выгрузки рыболовных судов, вернувшихся с путины, а также обеспечению стабильной работы программы "северного завоза", уже год один из инвесторов не может отстоять свои законные права в противостоянии с, так скажем, конкурирующей фирмой, и ряда чиновников, поддерживающих её своей пассивной позицией.
Казалось бы, налицо типичный хозяйственный спор двух субъектов, и с учетом, что 90-е с их "разборками" остались в далёком прошлом, тема не стоит пристального внимания. Если бы не тот факт, что компания-инвестор, имеющая документально подтверждённые права на аренду трех государственных (!) причалов в порту Владивосток, до сих пор не может полноценно приступить к обработке грузов, а также производить проектирование и капитальный ремонт двух причалов. И это в то самое время, когда государство так нуждается в морских партах Дальнего Востока, а основной повесткой ВЭФ-2023 остро стоит пресловутый поворот на Восток.
В конечном счете, вакие препятствия могут привести к срыву масштабного проекта, поддержанного на краевом и федеральном уровне. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Из истории вопроса
В июне 2022 года ИА PrimaMedia опубликовало материал-расследование о патовой ситуации в порту Владивосток с причалами №1, 2 и 3 бухте Диомид (ул. Калинина, 204А), арендатором которых с 2001-го по 2016 год являлось ООО "Востокморсервис".
Сейчас мы обратились с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и взять ее на личный контроль к руководителю Федерального агентства по рыболовству Илье Васильевичу Шестакову. Очень ждем ответ и принятия конкретных мер.
— На ваш взгляд, что нужно сделать для разрешения ситуации?
— Необходимо как можно скорее заключить договор о непрерывности оказания портовых услуг согласно федерального закона. По действующему законодательству, в портах есть принцип непрерывности территорий, работы тыловой площадки и среза воды, то есть причальных сооружений. На сегодня такой договор с ООО "Востокморсервис" не заключен, в связи с чем мы обратились в арбитражный суд. Надеемся на скорое и успешное рассмотрение наших исковых требований. Мы считаем, что согласно федерального законодательства о непрерывности работы в портах, ООО "Востокморсервис" обязан заключить с нами договор о непрерывности территорий. Это обяжет компанию не противодействовать нам, и наша проблема будет разрешена в законной плоскости.
— Почему так важен новый проект в порту Владивосток?
— Не секрет, что государство заинтересовано в развитии портов на Дальнем Востоке и чёткой организации обработки грузов. Это задачи федерального уровня, а во Владивостоке сегодня по необъяснимым причинам простаивают сразу три причала! При этом, все то, что мы пытаемся сделать в порту за собственные средства, восстанавливая федеральное имущество, сегодня не имеет ожидаемой поддержки со стороны ФГУП "Нацрыбресурс", одной из задач которого является как раз содействие бизнесу.
Редакция ИА PrimaMedia готова выслушать все заинтересованные стороны. Но описанная выше ситуация требует незамедлительного разрешения важного для транспортной отрасли проекта, на наш взгляд, уже оказывает негативное влияние на инвестиционный имидж региона. Пора повлиять на ситуацию мерами, предусмотренными законом.
Правила "северного завоза"
Президент РФ Владимир Путин в начале августа подписал закон, регламентирующий процедуру северного завоза. Он вступит в силу 1 апреля 2024 года. Федеральный координатор северного завоза (предполагается, что это будет Минвостокразвития) будет определять ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также их номенклатуру и объем, условия договоров. Перечень территорий северного завоза определит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.
Планируется создание единого морского оператора северного завоза (дата начала деятельности — не позднее 1 января 2026 года). Он обеспечит регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. Основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правила регулирования тарифов на такие услуги определит правительство РФ.
Единый морской оператор северного завоза будет определяться правительством сроком на 15 лет. При этом оператор вправе проводить регулярные каботажные перевозки грузов как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.
Президент также подписал закон-спутник, по которому в Кодекс торгового мореплавания РФ вносится поправка, по которой при каботаже обеспечивается в первоочередном порядке перевозка грузов северного завоза первой и второй категорий. В Устав железнодорожного транспорта вносится аналогичная оговорка приоритета грузов для ж/д перевозок.
Кроме того, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд рублей.