Я обычно долго перевариваю свои впечатления после посещения картинной галереи, случается найти любопытную историю. Как с этой картиной.
Привет, друзья!
Я уже делилась с вами впечатлениями от посещения выставки "После импрессионизма" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
И даже загадала вам загадку, попросив опознать известную личность на полотне.
На этой выставке я сделала для себя одно открытие-картины Пабло Пикассо.
Ну, кто не знает этого испанского художника? Его "Голубка" и "Девочка на шаре" известны всему миру. Даже тем, кто далёк от живописи.
Лет примерно десять назад Пушкинский музей устраивал большую выставку работ П.Пикассо, которую я посетила.
Честно сказать, посмотрев работы великого испанца, не прониклась. Вернее даже так - поняла, что это не мой художник. Не ощутила восторга.😉.
Если сравнивать сюрреалистов, то мне ближе Сальвадор Дали. Там для меня полный восторг.
Так вот, в этот раз я для себя открыла "нового" Пикассо, может посмотрела на его полотна под другим углом. Но, в общем, зацепило.
Особенно привлекла картина " Дама с веером", написанная П.Пикассо в 1909 году в стиле кубизм.
Рядом с картиной висела не менее интересная этикетка со стихотворением, на котором я просто залипла.
Свершён обряд заупокойный,
и трижды проклята она,
она торжественно-спокойна,она во всём себе верна!
Весь чин суровый отреченья
она прослушала без слёз,
хоть утолить её мученья
не властны Роза и Христос...
Да! трижды тихо и упорно
ты вызов неба приняла,
и встала, кинув конус чёрный,
как женщина и башня зла.
Тебе твоё паденье свято,
желанна лишь твоя стезя;
ты, если пала, без возврата,
и, если отдалась, то вся.
Одно: в аду или на небе?
Одно: альков или клобук?
Верховный или низший жребий?
Последний или первый круг?
Одно: весь грех иль подвиг целый?
вся Истина или вся Ложь?
Ты не пылаешь Розой Белой,
Ты Чёрной Розою цветёшь.
Меж звёзд, звездою б ты сияла,
но здесь, где изменяют сны,
ты, вечно-женственная, стала
наложницею Сатаны.
И вот, как чёрные ступени,
сердца влекущие в жерло,
геометрические тени
упали на твоё чело.
Вот почему твой взор не может
нам в душу вечно не смотреть,
хоть этот веер не поможет
в тот час, как будем все гореть.
Глаза и губы ты сомкнула,
потупила тигриный взгляд,
но, если б на закат взглянула,
остановился бы закат.
И если б, сфинкса лаской муча,
его коснулась ты рукой,
как кошка, жмурясь и мяуча,
он вдруг пополз бы за тобой.
Автор-Лев Кобылинский.
Как точно поэт передал настроение картины. У меня как-буд-то бы пазл сложился.
Захотелось узнать историю написания этого полотна, и вот, что я нашла на сайте "Артхив".
Привожу текст полностью.
Описание картины «Дама с веером»
В 1904 году Пабло Пикассо встретил свою первую многолетнюю музу – Фернанду Оливье. Она была высокой рыжеволосой красавицей, мгновенно привлекающей к себе внимание и способной конкурировать с пылким молодым испанцем по части темперамента. В будущем, кстати, Пикассо станет выбирать в качестве спутниц жизни в основном невысоких и покорных женщин. Отношения Пабло и Фернады, продлившиеся семь лет, были бурными, полными ревности и даже доходившими до насилия. Но все это лишь подпитывало вдохновение художника, и он писал свою возлюбленную много и страстно.
Фернанда была частой гостьей в Бато-Лавуар – общежитии, в котором обитали молодые бедные художники, - поскольку зарабатывала на жизнь позированием. Судьба была к ней не слишком благосклонной: она была незаконнорожденным ребенком, воспитывали Фернанду мать и дядя, который планировал жениться на девочке, когда та вырастет. Она сбежала из дома и вышла замуж за мужчину, который с ней жестоко обращался. Девушке снова пришлось бежать: в возрасте 19 лет она перебралась в Париж и сменила фамилию, чтобы муж не мог ее разыскать. Здесь она довольно быстро завела знакомства с художниками и писателями и вошла в круг друзей Гийома Аполлинера. Через несколько лет Фернанда познакомилась с Пикассо, и с этих пор он заявил эксклюзивное право на то, чтобы писать ее портреты. Пожениться они так и не смогли, поскольку официально Оливье по-прежнему была замужем.
Служить музой Пикассо было нелегко. Яркая и красивая Фернанда, привыкшая к восхищению, которое находило отражение на картинах других художников, с трудом понимала эксперименты Пикассо со стилями. С началом их отношений «голубой» период в его творчестве трансформировался в «розовый», но постепенно условно классическая фигуративная живопись начала отступать на второй план, формы в работах Пикассо стали упрощаться, а пропорции – искажаться. И Фернанде пришлось мириться с несовпадением ее представлений о собственной внешности и порождений фантазии Пабло, пережить «африканский» период и «Авиньонских девиц».
Портрет «Дама с веером» появился в момент следующей трансформации, на переходе к чистому кубизму.
Приблизительно в это же время отношения Фернанды и Пабло начали рушиться. В 1907 году Оливье взяла из приюта 13-летнюю сироту, однако полноценной семьи у них так и не получилось, и девочку отправили обратно. Пикассо же с приходом успеха начал терять интерес к Фернанде, потому что она служила живым напоминанием о тяжелых временах. В 1912 году они расстались, и женщине пришлось сменить множество низкооплачиваемых работ, чтобы прокормить себя. Спустя 20 лет Фернанда написала мемуары о совместной жизни с Пикассо, которые в 1930 году по частям публиковались в крупной бельгийской газете. Художник, в то время уже находившийся на пике популярности, нанял адвокатов, чтобы воспрепятствовать публикациям. В итоге Пикассо добился своего, а Оливье получила крупные отступные.
Автор: Евгения Сидельникова.
Вот, собственно, история, которая меня заинтересовала, и мне захотелось поделиться ею с вами, дорогие мои.
Спасибо, что дочитали.
До встречи на волне позитива!
Миру мир!