Найти тему
Поющий Репортёр

История одной картины Пабло Пикассо

Я обычно долго перевариваю свои впечатления после посещения картинной галереи, случается найти любопытную историю. Как с этой картиной.

Привет, друзья!

Я уже делилась с вами впечатлениями от посещения выставки "После импрессионизма" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

И даже загадала вам загадку, попросив опознать известную личность на полотне.

На этой выставке я сделала для себя одно открытие-картины Пабло Пикассо.

Ну, кто не знает этого испанского художника? Его "Голубка" и "Девочка на шаре" известны всему миру. Даже тем, кто далёк от живописи.

"Голубка", фото из яндекса
"Голубка", фото из яндекса

"Девочка на шаре", фото автора
"Девочка на шаре", фото автора

Лет примерно десять назад Пушкинский музей устраивал большую выставку работ П.Пикассо, которую я посетила.

Честно сказать, посмотрев работы великого испанца, не прониклась. Вернее даже так - поняла, что это не мой художник. Не ощутила восторга.😉.

Если сравнивать сюрреалистов, то мне ближе Сальвадор Дали. Там для меня полный восторг.

Так вот, в этот раз я для себя открыла "нового" Пикассо, может посмотрела на его полотна под другим углом. Но, в общем, зацепило.

Особенно привлекла картина " Дама с веером", написанная П.Пикассо в 1909 году в стиле кубизм.

"Дама с веером", фото автора
"Дама с веером", фото автора

Рядом с картиной висела не менее интересная этикетка со стихотворением, на котором я просто залипла.

Стихотворение к картине " Дама с веером"
Стихотворение к картине " Дама с веером"
Свершён обряд заупокойный,
и трижды проклята она,
она торжественно-спокойна,она во всём себе верна!
Весь чин суровый отреченья
она прослушала без слёз,
хоть утолить её мученья
не властны Роза и Христос...
Да! трижды тихо и упорно
ты вызов неба приняла,
и встала, кинув конус чёрный,
как женщина и башня зла.
Тебе твоё паденье свято,
желанна лишь твоя стезя;
ты, если пала, без возврата,
и, если отдалась, то вся.
Одно: в аду или на небе?
Одно: альков или клобук?
Верховный или низший жребий?
Последний или первый круг?
Одно: весь грех иль подвиг целый?
вся Истина или вся Ложь?
Ты не пылаешь Розой Белой,
Ты Чёрной Розою цветёшь.
Меж звёзд, звездою б ты сияла,
но здесь, где изменяют сны,
ты, вечно-женственная, стала
наложницею Сатаны.
И вот, как чёрные ступени,
сердца влекущие в жерло,
геометрические тени
упали на твоё чело.
Вот почему твой взор не может
нам в душу вечно не смотреть,
хоть этот веер не поможет
в тот час, как будем все гореть.
Глаза и губы ты сомкнула,
потупила тигриный взгляд,
но, если б на закат взглянула,
остановился бы закат.
И если б, сфинкса лаской муча,
его коснулась ты рукой,
как кошка, жмурясь и мяуча,
он вдруг пополз бы за тобой.
Автор-Лев Кобылинский.

Как точно поэт передал настроение картины. У меня как-буд-то бы пазл сложился.

Захотелось узнать историю написания этого полотна, и вот, что я нашла на сайте "Артхив".

Привожу текст полностью.

Описание картины «Дама с веером»

В 1904 году Пабло Пикассо встретил свою первую многолетнюю музу – Фернанду Оливье. Она была высокой рыжеволосой красавицей, мгновенно привлекающей к себе внимание и способной конкурировать с пылким молодым испанцем по части темперамента. В будущем, кстати, Пикассо станет выбирать в качестве спутниц жизни в основном невысоких и покорных женщин. Отношения Пабло и Фернады, продлившиеся семь лет, были бурными, полными ревности и даже доходившими до насилия. Но все это лишь подпитывало вдохновение художника, и он писал свою возлюбленную много и страстно.
Фернанда была частой гостьей в Бато-Лавуар – общежитии, в котором обитали молодые бедные художники, - поскольку зарабатывала на жизнь позированием. Судьба была к ней не слишком благосклонной: она была незаконнорожденным ребенком, воспитывали Фернанду мать и дядя, который планировал жениться на девочке, когда та вырастет. Она сбежала из дома и вышла замуж за мужчину, который с ней жестоко обращался. Девушке снова пришлось бежать: в возрасте 19 лет она перебралась в Париж и сменила фамилию, чтобы муж не мог ее разыскать. Здесь она довольно быстро завела знакомства с художниками и писателями и вошла в круг друзей Гийома Аполлинера. Через несколько лет Фернанда познакомилась с Пикассо, и с этих пор он заявил эксклюзивное право на то, чтобы писать ее портреты. Пожениться они так и не смогли, поскольку официально Оливье по-прежнему была замужем.
Служить музой Пикассо было нелегко. Яркая и красивая Фернанда, привыкшая к восхищению, которое находило отражение на картинах других художников, с трудом понимала эксперименты Пикассо со стилями. С началом их отношений «голубой» период в его творчестве трансформировался в «розовый», но постепенно условно классическая фигуративная живопись начала отступать на второй план, формы в работах Пикассо стали упрощаться, а пропорции – искажаться. И Фернанде пришлось мириться с несовпадением ее представлений о собственной внешности и порождений фантазии Пабло, пережить «африканский» период и «Авиньонских девиц».
Портрет «Дама с веером» появился в момент следующей трансформации, на переходе к чистому кубизму.
Приблизительно в это же время отношения Фернанды и Пабло начали рушиться. В 1907 году Оливье взяла из приюта 13-летнюю сироту, однако полноценной семьи у них так и не получилось, и девочку отправили обратно. Пикассо же с приходом успеха начал терять интерес к Фернанде, потому что она служила живым напоминанием о тяжелых временах. В 1912 году они расстались, и женщине пришлось сменить множество низкооплачиваемых работ, чтобы прокормить себя. Спустя 20 лет Фернанда написала мемуары о совместной жизни с Пикассо, которые в 1930 году по частям публиковались в крупной бельгийской газете. Художник, в то время уже находившийся на пике популярности, нанял адвокатов, чтобы воспрепятствовать публикациям. В итоге Пикассо добился своего, а Оливье получила крупные отступные.
Автор: Евгения Сидельникова.

Вот, собственно, история, которая меня заинтересовала, и мне захотелось поделиться ею с вами, дорогие мои.

Спасибо, что дочитали.

До встречи на волне позитива!

Миру мир!