Россия – очень большая многонациональная страна, родина огромного количества этносов. К сожалению, жители центральной России смогут назвать менее десятка коренных народов, а про их традиции не знают почти ничего, ну может национальную кухню пробовали. Хуже того, те, кто считает себя русскими и своей культуры не знают: национальная музыка – Золотое Кольцо, национальные танцы – ансамбль Бориса Моисеева, национальный костюм – марсианская клюква. «Стороны света» - фестиваль, который дает представление о культурном многообразии, совсем немного, но достаточно, чтобы заинтересовать пытливые умы.
Отчет о фестивале Стороны света 2024 2024 года
Одним из организаторов выступил «Президентский фонд культурных инициатив». Я боялась, что это будет очередная спорная инициатива и организация будет на уровне Дня ВМФ или Алых Парусов, но все оказалось очень прилично и клиенто-ориентированно.
Фестиваль бесплатный. Нужна была регистрация, но ее никто не проверял. На входе просматривали рюкзаки. На входе встречал небольшой рынок.
От рынка вы могли пойти направо или налево. Направо пойдешь - на мастер-класс попадешь, налево пойдешь - в лекторий попадешь, а прямо - в озеро упадешь
Мастер-классы
После первого мастер-класса игры на гуслях, который был скорее лекцией, а не мк, начались танцы.
Оказалось, что народные танцы - это увлекательно и весело. Для танцев нет ограничений по возрасту, здоровью, вероисповеданию, полу и прочему. Большинство из тех, кто попадал в этот круг, так и оставались в нем до конца. Тут вам были и круговые танцы, они же хороводы во всех своих вариациях, от Алины Юргенс,
и «социальные танцы» от Индрик-Зверь,
и татарские танцы (сори, фото не получились - слишком активно танцевали), где шаги считали не на 1-2-3, а на эч-поч-мак, от ансамбля Мирас. Танцевали все: мамочки с младенцами, пожилые гости фестиваля, дети любого возраста, влюбленные пары и люди без пар.
Лектории
Лекторий я посещала набегами, а потому оценить все лекции по достоинству не могу. Прослушала часть лекции про локальную самобытность от представительницы Русского Этнографического музея про восстановление культурных ценностей.
А в следующий раз я зашла на лекторий уже на лекцию-практикум, откуда быстро ушла, потому что при словах про культурный код, который передается через ДНК очень захотелось плюнуть в лицо лектору, но воспитание и административный кодекс..
Музыка
На фестиваль я пришла ради музыки, точнее ради одной группы – Theodor Bastard. Мысль прийти к началу выступления своих кумиров (тем более после того, как я увидела значок фонда культурных инициатив) я заговорила заклинанием «Ну не могут же они очередных кадышевых привезти, минимум Бурановских Бабушек». Как оказалось, все гораздо более позитивно.
Hagrin
Hagrin открывали фестиваль. Если коротко, то это калмыкские песни под драм в сопровождении почти шаманских танцев. Горловое пение, национальные инструменты, фольклорная тематика.
Если вы слышали The Hu (монгольская рок-группа), то вы можете представить себе звучание, хотя и очень приблизительно. Пели они на родном языке, предваряя песни коротким пересказом содержание песни. Выступай бы они не первыми, мы бы увидели танцы и среди публики, а как открывающим им досталось не самая благодарная публика (точнее среди благодарной публики можно было заметить недовольные лица)
- Че поют. Вообще ничего не понятно
Gudimir & Kulyomin
Gudimir & Kulyomin были первыми на малой сцене.
Сочетание электронной музыки и гусельной музыки, народных песен и мотивов на разных языках, причем не только российских. Волшебное сочетание.
Васса Железнова
Вассу я слушал первый раз, хотя и слышала про нее ранее. Прекрасный вокал, интересные инди мотивы, тексты все больше о любви и о личном.
Этники в этом выступлении было меньше всего, зато никто не жаловался на то, что непонятно.
POLE
Помните шок, который у нас вызвали Бурановские Бабушки? Так вот, Pole – это круче. Это народные песни, не только русские, под битбокс и электронную музыку.
Осовремененная этника качает не хуже Истасамки и других топов.
Jrpjej (джэрпэджэж)
Народная черкесская музыка с наименьшим отходом от канона. На фоне остальных исполнителей дня звучала чисто, как ручеек. Грустные протяжные напевы под классические инструменты – все-таки гитара не черкесский народный инструмент. На сцене четыре человека и единственное действие – перемещение артистов по сцене.
Очень красиво и очень грустно. Я бы очень хотела послушать эту музыку в горах…
Hodila Izba
Я не буду говорить про «катарсический опыт», как написано в представлении группы на сайте фестиваля. Их прочтение народных песен под современную музыку, чем у девушек из группы Pole. С точки зрения вокала, оно более традиционное, зато музыка гораздо более разнообразная (сужу только по тому, что видела на фестивале. Обе группы для меня новые).
Не танцевать при выступлении девушек – отдельный челендж. Первыми сдались дети, за ними подключились взрослые.
Theodor Bastard
Писать про эту группу не буду. Я их слушаю со времен Пустоты и до сих пор жалею, что в нулевых не удавалось попасть на их концерты. У них был самый длинный сет и самое большое количество зрителей.
Заключение
Фестиваль прошел почти на 5 балов. Почему почти?
Плюсы:
- выбор места: Юсуповский сад идеален для небольших фестивалей. Здесь можно отдохнуть на траве, отправить детей веселиться на площадку, половить рыбу и прочая
- две сцены в разных углах сада при том, что выступление артистов не пересекалось по времени
- разнесенные по территории фестиваля лекторий и станция мастер-классов
- туалеты в разных концах сада в непосредственной близости от стоек с едой
Минусы
- Еда. Выбор еды был грустный и никакой национальной кухни, если не считать таковой шашлык от шашлычной Ереван (очень вкусный). В чем была проблема позвать даже питерских представителей национальной кухни? Те же Мама-Волга с их татарской выпечкой, Перепечки с удмуртской кухней и многих-многих других. В Петербурге достаточно заведений с национальной кухней, про которые мало кто знает.
- Напитки. Бочкарев, может и был спонсором фестиваля, но чай или кофе можно было взять, только отстояв очередь к фургончикам.
- этномаркет? Я видела маркет, но не видела никакого этно.