«Лебедь летит – к снегу».
«Утки летят с севера на юг поздно. Осень будет продолжительная и теплая».
«Журавли очень кричат – к дождю».
«Если журавли осенью летят низко, то зима теплая, высоко – то холодная».
«Если журавли будут собираться в полет на Третий Спас (29 августа), то на Покров (14 октября) будет мороз. А нет, то зима настанет позже».
Наши предки говорили, что 13 сентября собираются в стаи журавли. У них в этот день - своё вече.
Вече - этим словом наши предки называли народное собрание, мирскую сходку, гласный открытый суд. И это слово наши предки относили ко всему живому окружающему миру. Старые люди рассказывали, что в этот день на болоте - журавлиный смотр, птичий спор: «Чьи крылья сильнее, чьи глаза видят яснее малые и великие пути над землей? Кто мудрее и выносливее? Кто впереди стаи будет лететь?»
Говорили так: «И журавли без веры не живут».
Того, кто в этот день родился, называли Куприяном. Считали, что рожденному 13 сентября журавли доверяют. Куприян проходил по трясине, не спотыкался о кочки, не блуждал на болоте.
Свято следовали наши предки правилу: ходить по ягоду-клюкву на болото можно лишь после журавлиного вече. Нельзя было тревожить птиц, ведь они кланяясь в этот день ягоде-журавлинке, сытились ею. Журавлинкой в старину называли клюкву.
Ягода-клюква на болотной трясине растет по кочкам, а то и россыпью великой. Ее солнце печет, дождь хлещет, а журавль ждет, когда она полыхнет. Закраснеется, нальется терпкой сладостью.
Ягода-клюква мхом утирается, мхом укрывается. Мох ее тепло хранит. Так и в избе у человека - мох тепло держит, хранит избу от темных сил, потому ясным столпом и встала русская изба посреди всего мира!
Старики предупреждали: «Зелену ягоду-клюкву брать - тьме угождать».
Нельзя тревожить птиц, что готовились попрощаться с родимой землей и, набравшись сил, улететь в дальние чужие края, чтобы сохранить свой род. Обереги окружающего мира заповедовали нам предки.