Поднявшись по Канавинскому мосту в верхнюю часть города, сворачиваем налево и держим путь к самому сердцу старого поселения - Кремлю - по старинной улице Рождественской. Как это часто бывает в старых городах, улица получила название от стоящего на ней храма.
Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба — виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки — покрывает его стены сплошным ковром.
Купеческий Нижний Новгород издавна являлся крупным перевалочным пунктом соляной торговли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с XVII столетия в нем обосновались известнейшие солепромышленники Строгановы. «Столицей» Строгановых являлся Сольвычегодск, а в Нижнем они открыли свою торговую контору. При ней были сооружены каменные палаты Строгановых, а село Гордеевка — их загородная резиденция. Мы там побываем, мой дорогой Читатель, как-нибудь на следующей прогулке.
В Гордеевке и в Нижнем Строгановы построили две церкви, обе дошедшие до наших дней, из которых наиболее известна церковь Рождества Богородицы на Нижнем Базаре, чаще именуемая Строгановской, — прославленный памятник древнерусского зодчества. Рядом с храмом возвышались каменные палаты Строгановых, не сохранившиеся до наших дней. Церковь была заложена Е.Д. Строгановым в 1697 г. и в основном завершена к 1703 г. Но освящен храм был только в 1719 г.
Иконостас храма — нечто поразительное. Две центральные иконы — «Спас Вседержитель» и «Богоматерь» - написаны «в заграничной манере» придворным живописцем Строгановых, крепостным мастером Степаном Нарыковым.
С иконой «Спас Вседержитель» связана легенда. В лике Христа присутствуют явно портретные черты. Существует предание, что в образе Христа мастер изобразил заказчика храма и своего хозяина Г.Д. Строганова. Рассказывают, что Пётр I, увидев этот образ, гневно воскликнул: «Это что же — я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу своему? Да не бывать этому!» Пётр в ярости выбежал их храма вон. Потому-то, говорят, церковь и простояла неосвященной столько времени.
В годы большевизма Рождественская улица, ясен пень, утратила своё религиозное название. В 1923-40 гг. улица называлась Кооперативной, с 1940 по 2001 гг. это была улица Маяковского.
В первой половине XIX в. Рождественская улица фактически стала продолжением Нижегородской Ярмарки и с этого времени застраивалась каменными домами в стиле русского классицизма. К середине века была застроена усадьбами, магазинами, гостиницами и торговыми конторами. Во второй половине XIX — начале XX вв. стала крупнейшим торгово-финансовым центром Поволжья и застраивалась доходными домами, торговыми пассажами, банковскими зданиями.
На фото, очищенном от скверны проводов и припаркованных автомоблюдищ, слева и ближе - роскошное здание, известное под названием дома Бугрова. В начале XIX в. домовладение принадлежало купцу И.С. Пятову. После его смерти наследники начали постепенно распродавать родовое имение, и в 1838 г. участок приобрёл купец П.Е. Бугров. При нём и его сыне Александре и внуке Николае землевладение стало застраиваться каменными доходными домами. При градостроительных преобразованиях к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки 1896 г. Н.А. Бугров разобрал дом на углу и на его месте выстроил двухэтажный, более изысканный по архитектуре, проект которого составил архитектор В. Цейдлер. Фасад здания украшала муравленная керамическая плитка, а угловую башенку-эркер — вензель хозяина дома в виде буквы «Б». Так как дом был доходным, то в первом этаже разместились магазины, а второй заняло отделение Волжско-Камского банка. В 1921 г. дом заняла Нижегородская контора Народного банка РСФСР. В декабре 1957 г. здание перешло к Горьковскому театру комедии. В 2001 г. под руководством И.С. Агафоновой здание было отреставрировано с возвращением исторического облика, и в нём разместился Японский центр, арендовавший площади в доме до 2010 г.
На фото справа и дальше - роскошное здание с колоннами, известное как дом Пятова. С давних времён на месте современного особняка стоял кабак Будиловых. В начале XIX в. участок с каменным двухэтажным домом приобрёл купец Иван Степанович Пятов. В 1819 г. часть Нижнего посада выгорела, были уничтожены 94 двора. Работавший в Нижнем Новгороде архитектор и инженер А. А. Бетанкур определил новые границы кварталов, спроектировал и выстроил для И.С. Пятова каменный двухэтажный дом. К открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896 г. по краю крыши был надстроен парапет с нишами, вазонами и куполами.
Если продолжать прогулку по улице Рождественской, то метров через пятьсот можно прийти к площади с роскошным Иоанно-Предтеченским храмом возле кремлёвской стены. Но мы туда пойдём в следующий раз, через несколько дней. А сейчас свернём на лестницу, поднимающую на возвышенность, исстари называемую Дятловыми горами. Отсюда открывается восхитительная панорама на две могучие реки, их стрелку и на противоположный низкий берег.
А если повернуть голову направо, откроется панорама на Кремль.
На переднем плане - Ильинская церковь, куда мы сейчас и отправимся.
Майская хмарь сдержала своё намерение и окатила путников ливнем. В это трудно поверить, но на фотографии первоначально были люди с раскрытыми зонтами. Которых мне пришлось кропотливо вырезать.
Пока идёт дождь, поговорим об Ильинской церкви - она сыграла в моей судьбе особенную роль. Дело в том, что с коротенького очерка в несколько строк об уникальной истории этой скромной церквушки в 2018 г. началась моя масштабная книга «Разоблачение пророков и царей», ставшая главным предназначением моей жизни. За пять лет работы я изложил в книге стройную реконструкцию подлинной истории Руси с древнейших времён зарождения достоверной письменной Истории (XIII в.), с подробным изложением своих многочисленных открытий.
Церковь стоит на Ильинской горе. По преданию, на этом месте в 1505 г. стоял шатёр ногайского мурзы, убитого точным выстрелом пленного пушкаря Феди Литвича. Стрелял он из Кремля. После этого войско казанского хана Махмет-Эмина якобы в панике бежало. Легенда далее гласит, что в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар и ногайцев здесь была построена церковь, освящённая во имя Святого Пророка Божия Ильи. Илья Пророк – это Бог Грома и Молний.
С 1932 г. деятельность прихода была прекращена большевиками, а постройку занял хлебозавод, доведший здание до аварийного состояния. Богослужения возобновлены в 1995 г.
В первой главе книги я привожу доводы в пользу своей гипотезы, что легенда относится не к современному Нижнему Новгороду, а к древнему Новгороду-на-Оке - современному Касимову. Далее, появилась необходимость в разоблачении всех казанских ханов, и в частности, упомянутого в легенде Махмет-Аминя, что повлекло за собой разоблачение также и крымских ханов. И так по цепочке рассуждений, умозаключений книга разрослась на несколько десятков глав объёмом в 650 страниц А4 чистого текста, не считая многочисленных иллюстраций.
Продолжим прогулку по улице Ильинской - одной из старейших в городе.
Вот за поворотом и ещё один храм на Ильинской горе - Успенская церковь.
Это, я вам скажу, уникальное сооружение - объект культурного наследия федерального значения. Церковь является единственным в истории каменного зодчества храмовым зданием XVII в. с покрытием главного объёма в виде «крещатой бочки в четыре лица». А поскольку ранее XVII в. подобный архитектурный приём, как крещатая бочка, не применялся, можно уверенно говорить, что Успенская церковь на Ильинской горе - первый на Руси (а значит, и в мире) каменный храм с завершением в виде крещатой бочки, да ещё и в четыре лица! Церковь построена в 1672 г. на средства купца А.Ф. Олисова.
Для сравнения: ровно в те же годы (1667-72) в Коломенском «бочки» активно использовались при строительстве палат дворца царя Алексея Михайловича. Но только тот дворец был деревянным - о!
Конструктивно «бочка» является модификацией так называемой самцовой двускатной крыши— одной из древнейших методик возведения крыши срубного здания. Брёвна фронтонов— «самцы» — постепенно укорачиваются по мере приближения к коньку. Варьируя длину самцов, зодчие получали покрытия разнообразных конфигураций, из которых наибольшее распространение получила своеобразная кровля, близкая по форме к луковичным главам храмов, которая и получила название «бочка». Если самцы устанавливались с четырёх сторон сруба, происходило пересечение двух «бочек», образующее так называемую «крещатую» или «крестовую бочку».
На фото дворца Алексея Михайловича можно увидеть как двускатную «бочку» в качестве крыши над Палатами, так и четырёхскатную, «крещатую бочку» в качестве навеса над крыльцом дворца (в правом нижнем углу).
Такая же крещатая бочка, только каменная, образует крышу основного помещения Успенской церкви. На неё поставлены пять узких высоких барабанов с куполами; в основании каждого барабана - тоже крещатые бочки (или их имитации).
От Успенской церкви ещё виднеется обрыв Дятловых гор с панорамой на Стрелку и противоположный берег. Стóит углубиться в старый город ещё метров на пятьдесят, в район, называемый Започаиньем (по названию речушки Почайны, стекающей по оврагу в Волгу и заключённой в XIX в. в трубу) - и вы ослепнете от завораживающего блеска золотых куполов Сергиевской церкви!
В XVII в. на этом месте находился Сергиевский монастырь, полностью выгоревший в 1701 г. Через год Сергиевский собор монастыря был восстановлен и освящен как Спасская приходская церковь. После пожара 1715 г. сильно пострадавшая Спасская церковь была отстроена и вновь освящена во имя Сергия Радонежского. В XIX в. старая церковь сильно обветшала, и вместо нее был построен каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Фельдмана, сохранившийся до наших дней. Правда, в советское время, как и подобает советскому времени, в здании не читали молитв вышедшим из моды пророкам и святым; тут располагался городской Союз Художников.
Наверное, вытуренные из помещения в нач. 2000-х гг. художники оставили на стене домишки напротив входа в храм роскошное панно со сценами из Жития преп. Сергия Радонежского.
В центре - известный сюжет благословения преп. Сергием князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем в Куликовском сражении на территории будущей Москвы. Остаётся сожалеть, что художники не изобразили, как Сергий передаёт князю Дмитрию секретное оружие - пушки и порох, изобретённые незадолго до того в алхимической лаборатории Сергия на горе Маковец - там, где нынче красуется Троице-Сергиева лавра. Очевидно, это изобретение настолько секретно, что даже спустя шесть столетий не все церковники знают, что под именем чернеца Варфоломея (см. картину слева) скрывается знаменитый изобретатель пороха монах Бертольд Шварц.
Надо сказать, что до наших дней панно не дошло. Уже осенью 2015 г., играя в Чемпионате Нижегородской области в шахматном клубе, что напротив Сергиевского храма, я видел пустую обшарпанную стену этого дома.
Однако начинало смеркаться. Впору было задуматься, как добираться домой, в Дзержинск. Созрел кратчайший маршрут: пешком до площади Минина, оттуда на автобусе до вокзала, где регулярно ходят маршрутки до пригорода, метко названного одной моей знакомой спальным районом Нижнего.
По пути блеснули купола ещё одной церквулечки - как не подойти…
Церковь Знамения Божией Матери и святых Жён-Мироносиц — первая приходская каменная церковь на Верхнем посаде Нижнего Новгорода. Первый (!) в истории древнерусского зодчества храм типа «корабль», характеризующийся строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над западным входом. Первый! Не в Москве, не в Суздале - а в Нижнем Новгороде!
Поверим историкам.
Но вот следующему их сообщению поверить нельзя. Считается, что при приходе Мироносицкой церкви в Нижнем Новгороде родились чудотворцы Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. Это XIV век, ребята. В вышеупомянутой книге «Разоблачение пророков и царей» А.В. Гончар показал, что Нижний Новгород у слияния Оки с Волгой появился позднее - скорее всего, не ранее середины XVI в. А летописный «Нижний Новгород» XIV в. - это Новгород-на-Оке = Городец Мещерский = будущий Касимов. Именно тот Новгород сыграл огромную роль в древней русской (а значит, и мировой) Истории. В наше время храма с таким названием в Касимове нет. Однако надо понимать, что древний (Нов)Городец стоял на Улановой горе, которая нынче практически пуста (там только один храм - Ильинская церковь), а современный Касимов = НОВый Низовский ГОРОДец построен у подножия этой горы.
И всё-таки нижегородский храм тоже имеет внушительный возраст. Первоначально была построена деревянная церковь. Существующая каменная двухэтажная церковь построена в 1649 г. В 1805 г. на средства нижегородского купца П. Переплётчикова к северной стороне трапезной пристроен кирпичный двухэтажный придел, внизу в честь апостолов Петра и Павла, вверху — Евфимия Суздальского, в трапезной — Макария Желтоводского. Как мы теперь понимаем, в нач. XIX в. древняя история Руси уже была фальсифицирована, и Евфимия с Макарием «переписали» из превращённого в захолустье Касимова в новопонтовый Нижний Новгород.
После революции церковь была закрыта, а купола разрушены, в ней находился техникум лёгкой промышленности. Лёгонькой такой промышленности.
Вот уже из-за деревьев вблизи показалась кремлёвская стена. Солнце догорало ярким заревом за Коромысловой башней.
Кому-то показалось, что примерно с этой точки обзора башня с прилегающими к ней с двух сторон пряслами напоминает женщину с коромыслами - отсюда, дескать, и такое название. Есть ещё дикая легенда о том, что в 1520 г. астраханские татары во главе с Саид-Гиреем осадили город. А ранним утром одна из нижегородских женщин по имени Алёна пошла по воду. Увидев татар, она приняла неравный бой с ними и забила коромыслом 10 из них, пока кому-то не удалось убить её ударом сабли. Татары призадумались: каковы ж тут воины, если девицы у них так отважны! И, дескать, потихоньку убрались от нижегородских стен. Ну хороши же воины!
А современные кривдоисторики неподалёку от башни даже поставили памятник храброй Алёне. Историческая ложь живуча в памятниках ей.
Нижегородский кремль никогда в своей истории не выдерживал никаких осад неприятеля, по причине отсутствия таковых в этих местах. Но поскольку он строился в 1560-е гг., одновременно с похожими на себя кремлями в Москве, Пскове, Новгороде-на-Волхове, Смоленске-на-Днепре, Казани, в эпоху царствования опричного еретика Никиты Захарьина = «Ивана Грозного» (3-й части бумажной склейки), когда по всей Руси ожидалось нашествие крымского хана Девлет-Гирея = Симеона Бек-Булатовича = будущего царя «Ивана Грозного» (4-й части склейки), нижегородский кремль строился в современных реалиях с расчётом выдержать серьёзную осаду.
В частности, Коромыслова башня, как и все другие в этой крепостной стене, имеет четыре боевых яруса. Подошвенный бой (нижний ярус), ныне засыпанный грунтом, оснащён боевыми окнами, расположенными на высоте 30-40 сантиметров от поверхности земли, что позволяло бы вести настильный огонь для «очищения рва» от неприятеля. Два яруса среднего боя имеют боевые печуры, в которых размещались малокалиберные пищали. Только в 1622 и 1663 гг. на Коромысловой башне была установлена одна медная пищаль на колёсах. На верхнем ярусе располагалась боевая площадка с бойницами и зубцами. Дополнительные боевые камеры обустроены в толще крепостных стен, примыкающих к башне. Бойницы расположены не одна над другой, а в веерном порядке, за счёт чего сокращается «мёртвое» (непоражаемое) пространство — прилегающая к башне территория, недоступная для обстрела защитниками крепости. Две бойницы использовались для ведения огня вдоль прясел, а одна боевая камера, обращённая в сторону «поля», предназначалась для фланкирования врага на подступах к кремлю.
Прясло от Коромысловой башни до Тайницкой (на фото - слева) - самое длинное в Нижегородском кремле: 205 м. Мы пройдёмся вдоль него как-нибудь в следующий раз.
А пока - спокойной ночи, старый город!
На сон грядущий повторим увиденное в галерее.
Которую, как всегда, нужно листать до восторженного экстаза зрительных ощущений.