В минувшее воскресенье я решила сходить на закрытие выставки работ Лидии Тимошенко "Юность эпохи", которая проходила в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. До этого было никак не собраться, а тут ещё и второе событие сразу - презентация нового издания романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" с литографиями художницы. У меня дома есть книга от "Речи", там иллюстрации в технике гризайль, а теперь издательство поработало и с литографиями Лидии Яковлевны.
Честно говоря, я ничего не знала о таком интересном художнике, как Лидия Тимошенко, пока "Речь" не взялась за работу над "Евгением Онегиным". И теперь жалею, что дотянула до последнего дня и не приехала летом на выставку без спешки. Хотела написать о презентации коротко: пост и 10 фотографий, а потом решила и вам показать немного выставку, по которой с удовольствием гуляла, рассматривала, любовалась, наслаждалась.
Меня поразило количество портретов на выставке! В залах третьего этажа они повсюду (в галерее небольшая их часть):
Только сейчас обратила внимание, что сфотографировала почти одни женские портреты, но там не только они, конечно. Позы, мимика, глаза - всё такое говорящее! Особое место в творчестве Лидии Тимошенко занимал её сын, Александр Кибрик, на выставке несколько его портретов, вот пара:
На многих работах дети, весёлые, озарённые солнцем, чем-то увлечённые. На закрытии выставки внучка Лидии Тимошенко говорила, что детство у бабушки было солнечным, ярким, счастливым. Заряд теплоты тех лет помогал затем в жизни преодолевать массу трудностей. Есть на выставке и пейзажи.
А как много букетов! Мой взгляд особенно фокусировался на пышных осенних букетах, вспоминались даже запахи флоксов и георгинов.
Можно подняться выше и посмотреть фильм о жизни и творчестве Лидии Тимошенко, но я пошла искать работы к "Евгению Онегину"!
Оказалось, что Лидия Тимошенко создала не только две большие серии иллюстраций к роману "Евгений Онегин" в разных техниках, но и в рамках серии литографий выделяются две группы работ. Как сказала Нина Кибрик, внучка Лидии Тимошенко, на презентации нового издания: первый вариант более реалистичен, приближен к работам в технике гризайль, "чуть больше деталей, чуть больше проработки", второй - более авангардный. В книге от "Речи" - первый вариант, на выставке больше работ было именно второго варианта.
Небольшая группа фотографий, на которых издание "Речи" и литография с выставки рядом:
Часто видим не только иной вариант литографии, но и другое цветовое решение. Нина Кибрик рассказывала, что сохранилось много оттисков в разных цветах, на всех есть подпись бабушки (утверждено). Очень сложная совместная работа издательства и семьи шла, вплоть до присутствия на печати в тверской типографии "Парето".
До этого книга с литографиями выходила один раз в 1966 году в издательстве "Художественная литература". Мало что в том издании устроило Лидию Яковлевну: она не хотела полей, рисунки должны были быть напечатанными "на вылет". Нина Кибрик предположила, что и второй вариант литографий появился не по желанию бабушки, а так как просил худ.совет. Вышедшей книгой потомки Лидии Тимошенко очень довольны, всё в ней так, как захотели они, учитывая оставшиеся в семье материалы.
А мне было очень интересно увидеть рядом одинаковые сюжеты, решённые и композиционно одинаково, но в разных техниках:
Мне очень понравились интересные решения этой выставки! В одном из залов, где были выставлены работы к роману А.С. Пушкина, шёл фильм-опера "Евгений Онегин", а ещё на входе можно было взять наушники и, переходя от литографии к литографии, слушать отрывки из романа в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Я сразу перешла к выставке, хотя она была у меня заключительной частью. До этого на презентации во дворе Музея искусства выступали внуки и правнуки Лидии Яковлевны. И не только со словами признательности и благодарности! Пришедшие услышали джазовые номера от правнучки, увидели карточные фокусы от праправнука. Звучал отрывок из романа "Евгений Онегин", выступали представители издательства "Речь" и типографии "Парето", друзья семьи Тимошенко-Кибрик делились воспоминаниями и наблюдениями. Чувствуешь какое-то удовлетворение, когда семья так заботится о сохранении наследия, о его популяризации.
И как же хорошо, что петербургская погода дала возможность смотреть и слушать всех на улице! Там и двор очень любопытный:
Теперь у поклонников творчества Лидии Тимошенко богатый выбор изданий романа "Евгений Онегин" (в галерее покажу все):
У меня самый первый вариант 2019 года (точнее, уже допечатка, я меняла, так как самый первый тираж не слишком удачно напечатан). Нет, новое издание я не захотела, но удовольствие от выставки получила колоссальное!