Klim Podkova

Штрафные эскадрильи ВВС РККА

О штрафных ротах и батальонах сегодня знают все. Но существовали еще и штрафные эскадрильи, в которых искупали свою вину перед Родиной летчики, совершившие различной степени тяжести проступки. «Фалконтирами» – «озверевшими соколами» называли гитлеровцы пилотов-штрафников.

Директива ВГК №170549

В последних числах июля 1942 года во всех частях и подразделениях РККА зачитали приказ №227, суть которого командиры и политработники излагали словами «Ни шагу назад!» Данный приказ вводил суровую ответственность за отход и оставление позиций без приказа, и предусматривал организацию штрафных рот и батальонов для солдат и офицеров, уличенных в нарушении дисциплины и невыполнении приказа.

Почти сразу же после появления вошедшего в историю приказа к Сталину обратились командующие некоторых воздушных армий (генерал-майор авиации Шкурин, командующий 8-й ВА и генерал-майор авиации Громов, командующий 3-й ВА).

Не отрицая необходимости и своевременности введенного приказа, они выразили сомнения в целесообразности отправки в пехотные штрафные части боевых пилотов, и просили разрешения на формирование особых эскадрилий для осужденных военным трибуналом боевых летчиков.

Верховный Главнокомандующий принял во внимание аргументы, и 4 августа 1942 года появилась директива ВГК №170549, предусматривавшая возможность создания в рамках воздушных армий штрафных эскадрилий. Данная директива, впрочем, не отменяла при этом возможности отправки летчиков для искупления своей вины в штрафные батальоны.

Штрафные эскадрильи 8-й Воздушной Армии

В сентябре в составе 8-й ВА были созданы три штрафные эскадрильи: истребительная, бомбардировочная и штурмовая. Разработанное положение о штрафных эскадрильях оказалось даже более жестким, чем разработанное для пехотных штрафных частей. Никакое «смытие кровью» для летчиков-штрафников не предусматривалось. Если раненный и обгорелый летчик на пробитом или горящем самолете сумел долететь до своего аэродрома и не разбился при посадке (что уже само по себе было чудом), после госпиталя он все равно возвращался в штрафную эскадрилью.

-2

Сбитые самолеты в зачет не шли, представление к наградам исключалось, пребывание в штрафной эскадрилье в общую выслугу не засчитывалось. Срок пребывания в штрафном подразделении не ограничивался. До пяти месяцев искупали свои провинности летчики-штрафники. Возвращение в родную часть осуществлялось по приказу командующего армией на основании ходатайства командующего дивизии. Боевые задачи перед штрафными эскадрильями, как и перед штрафными ротами и батальонами, ставили повышенной сложности и опасности.

Группа Федорова

Одновременно штрафная эскадрилья появилась и на Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии. Инициатором ее создания был генерал-майор Громов, командующий 3-й ВА, участник знаменитого чкаловского перелета из СССР в Америку через Северный полюс. К середине августа на аэродром в Башарово прибыли 64 летчика, готовые вступить в бой и заслужить прощение.

-3

Однако Громов никак не мог найти офицера, согласного взять на себя командование этим воинством. Лучшие авиаторы его армии наотрез отказывались от сомнительной чести командовать штрафниками, заявляя, что не боятся вступить в бой с лучшими асами Люфтваффе, но получить очередь от своего ведомого…

И тут свою кандидатуру предложил майор Иван Федоров, имевший среди летчиков славу бесстрашного пилота, а среди начальства репутацию анархиста. Громов, лично знавший Федорова вручил майору вместе с хлопотной должностью чрезвычайные полномочия и право распоряжаться жизнью и смертью каждого пилота-штрафника, как в небе, так и на земле.

-4

Предоставленным ему правом Федоров не воспользовался ни разу, летчики его эскадрильи гибли, горели в воздухе, но никто не пытался уклониться от выполнения боевой задачи, за все время существования штрафной эскадрильи, не было зафиксировано ни одной попытки со стороны штрафников перелететь на сторону врага.

-5

Летчики в составе штрафбатов

Так воевали ли летчики в составе сухопутных штрафных батальонов, или это выдумки кинематографистов? Да, воевали. Штрафные авиагруппы существовали только в составе двух воздушных армий, и попадали в них только пилоты авиачастей, входивших в состав этих армий.

Проштрафившиеся летчики внутренних округов, отдельных частей и соединений направлялись в штрафные батальоны. Туда же попадали и летчики, уличенные в трусости и уклонении от боя (приказ №0685), летать, даже в штрафной эскадрилье, все-таки считалось привилегией, которая даровалась не каждому.

Судьба штрафных эскадрилий

Просуществовали штрафные авиасоединения относительно недолго. Группа Федорова – чуть более 2-х месяцев, эскадрильи 8-й воздушной армии – до начала 1943 года. Практика штрафных эскадрилий не прижилась. Совершившие незначительные проступки летчики искупали свои провинности, выполняя особо тяжелые боевые задачи. Во многих подразделениях существовали свои негласные штрафные эскадрильи, да и штрафные батальоны никто не отменял.

Долгое время существование авиасоединений не признавалось и даже отрицалось официальной историографией. Только в 2004 году с документов о штрафных эскадрильях был снят гриф секретности.

Klim Podkova

Прочие статьи автора из цикла "Великая Отечественная. Подвиг народа":

В тему: