Найти в Дзене
Кинолюбитель

День Рождения Гая Ричи

Оглавление

10 сентября 2023 года исполняется 55 лет режиссёру (и пивовару) Гаю Ричи. Его смело можно назвать одним из самых ярких и необычных представителей британского кинематографа. В России Ричи особенно любят. Постановщику даются как диснеевские сказки, так и старинные английские легенды. Любой сюжет Ричи может органично вписать в современные реалии и добавить ту самую щепотку юмора, которая делает его картины отличными от других авторов. Разбираем фильмографию британского режиссёра: от самых худших лент до классических шедевров.

1. Унесенные (2002)

-2

Если Робинзон и Пятница жили на необитаемом острове душа в душу, то богатой дамочке Эмбер Лейтон и простому матросу Джузеппе повезло меньше. Еще на борту яхты стервозная Эмбер и одержимый революционными идеями Джузеппе не раз вступали в перепалки, питая друг к другу искреннюю ненависть. А когда волею драматических обстоятельств эту парочку забросило на пустынный остров без надежды на возвращение к цивилизации - пиши пропало!

Самый громкий провал в карьере режиссёра.. Фильм прокляли, кажется, все: как фанаты Мадонны, так и Ричи, которому по сей день припоминают то давнее помутнение рассудка.

2. Револьвер (2005)

-3

Семь лет назад Джейк влип в неприятную историю. Город был помешан на нелегальных азартных играх, организованных преступным боссом Мака. Однажды накануне большой игры Мака потерял своего парня, и Джейку Грину предложили пойти на замену. Под давлением Грин согласился и выиграл за карточным столом. С этого всё и началось.

Кино начинается с четырех мудрых цитат подряд. Потом появляется усатый патлатый Джейсон Стэйтем в роли откинувшегося из тюрьмы шулера и продолжает разговаривать сомнительной глубины афоризмами. Набор несвязных псевдофилософских умозаключений, которые утяжеляются режущим глаза монтажом и лихорадочным, скачущим повествованием. Даже если смотреть «Револьвер», не моргая и записывая все сюжетные ходы, в конце так и напрашивается вопрос: «А о чем, собственно, этот фильм?»

3. Операция "Фортуна": Искусство побеждать (2023)

-4

Суперагент британской разведки Орсон Форчун наслаждался заслуженным отпуском, когда родине срочно понадобились его услуги. Из секретной лаборатории похищено предположительно смертельное оружие, поэтому, собрав команду из лучших оперативников, Орсон выходит на посредника в готовящейся сделке продажи — миллиардера и большого поклонника знаменитостей Грэга Симмондса. А чтобы подобраться к нему, в качестве прикрытия решает использовать известного голливудского актёра Дэнни Франческо.

По факту получилась двухчасовая реклама винных напитков в форме откровенной «бэшки» с несмешными шутками, плохо поставленным экшеном и карикатурными персонажами.

4. Меч короля Артура (2017)

-5

Молодой Артур живёт на задворках Лондиниума вместе со своей бандой. Он и понятия не имел о собственном королевском происхождении, пока однажды не взял в руки меч Экскалибур. Меч начинает менять Артура. В результате он присоединяется к сопротивлению и таинственной молодой девушке по имени Гвиневра. Ему предстоит научиться понимать магическое оружие, которым он овладел, преодолеть себя и объединить народ в борьбе против диктатора Вортигерна, убившего его родителей и завладевшего короной.

Первое фэнтези для Гая Ричи. На бумаге все выглядело здорово: главный герой — простой уличный хулиган (любимый ричевский типаж в кино), решивший со своей бандой ограбить злого волшебника (буквально переиначенный сюжет «Большого куша»). Но концепт подвело исполнение. Детский рейтинг не позволил режиссеру разгуляться ни в смачных ругательствах, ни в красочном насилии (все это для Средневековья подошло бы как родное). Кино получилось нагроможденным, сумбурным, чрезвычайно тёмным. Клиповый монтаж испортил боевые сражения, черствый сценарий не спешил раскрывать мир фильма и хоть какого-нибудь второстепенного героя. Зато Чарли Ханнэм сказочно харизматичен в роли Артура, а саундтрек Дэниела Пембертона до сих пор звучит мощно.

5. Аладдин (2019)

-6

Молодой воришка по имени Аладдин хочет стать принцем, чтобы жениться на принцессе Жасмин. Тем временем визирь Аграбы Джафар намеревается захватить власть над Аграбой, а для этого он стремится заполучить волшебную лампу, хранящуюся в пещере чудес, доступ к которой разрешен лишь тому, кого называют «алмаз неограненный», и этим человеком является не кто иной, как сам Аладдин.

Любой способный режиссёр в конечном счете снимает игровые ремейки для Disney. С Гаем Ричи это произошло в 2019-м — после череды кассовых провалов его назначили на пост режиссёра нового «Аладдина». Возможно, аргументировали опять тем, что главный герой — разбойник с улицы, вынужденный воровать на рынке, чтобы выжить. Это, в принципе, единственное, что роднит фильм с ранним творчеством британца. Во всем остальном «Аладдин» — это типичный «диснеевский» блокбастер с кучей графики. Не самый лучший игровой ремейк в их коллекции, но и не самый худший. По крайней мере, от Жасмин в исполнении Наоми Скотт было глаз не оторвать, да и Уилл Смит в роли Джинна был неплох. В планах Гая Ричи ещё два проекта для Disney: ремейк «Геркулеса» и сиквел «Аладдина».

6. Гнев человеческий (2021)

-7

Грузовики лос-анджелесской инкассаторской компании Fortico Security часто подвергаются нападениям, и во время очередного ограбления погибают оба охранника. Через некоторое время в компанию устраивается крепкий немногословный британец Патрик Хилл. Он получает от босса прозвище Эйч и, впритык к необходимому минимуму пройдя тесты по фитнесу, стрельбе и вождению, отправляется на первое задание. Вскоре и его грузовик пытаются ограбить вооруженные налётчики, но Эйч в одиночку расправляется с целой бандой и становится героем. Кажется, слава и уважение коллег его совершенно не интересуют, ведь он преследует свои цели.

Сразу после развеселых «Джентльменов» Ричи резко убрал улыбку со своего лица и снял брутальный, холодный и невыносимо серьёзный боевик. Попытка режиссёра попробовать себя в чем-то новом засчитана, хотя это «новое» — всего лишь имитация кинематографа Крейга Заллера, Майкла Манна и Джона Карпентера, чье «Нападение на 13-й участок» явно вдохновило весь третий акт «Гнева человеческого». Во многом из-за навязчивых ассоциаций с более компетентными представителями жанра данное кино ощущается вторичным. Не помогают картине ни диалоги с сальными шутками, ни дуболомный пафос, ни раздутый для такого сюжета хронометраж. Но перестрелки поставлены грамотно — с этим не поспоришь!

7. Шерлок Холмс: Игра теней (2011)

-8

1891 год. В Вене и Страсбурге проходит серия терактов, организованных анархистами или националистами, а по всей Европе происходят таинственные убийства. Шерлок Холмс считает, что за всем этим стоит профессор Джеймс Мориарти — математический гений, автор знаменитых лекций и трудов.

«Игра теней» оставляет приятное впечатление незамысловатого приключенческого блокбастера. К видам викторианского Лондона добавилось путешествие по Европе конца XIX века, из-за чего сиквел, вне всяких сомнений, визуально лишь обогатился. Обидно за Рэйчел Макадамс, чью Ирен Адлер оставили за бортом буквально в самом начале фильма, однако за цветущим на экране бромансом Дауни и Лоу можно наблюдать все так же бесконечно.

8. Переводчик (2023)

-9

Афганистан, март 2018 года. Во время спецоперации по поиску оружия талибов отряд сержанта армии США Джона Кинли попадает в засаду. В живых остаются только сам Джон, получивший ранение, и местный переводчик Ахмед, который сотрудничает с американцами. Очнувшись на родине, Кинли не помнит, как ему удалось выжить, но понимает, что именно Ахмед спас ему жизнь, протащив на себе через опасную территорию. Теперь чувство вины не даёт Джону покоя, и он решает вернуться за Ахмедом и его семьёй, которых в Афганистане усиленно ищут талибы.

За просмотром «Переводчика» не покидает сомнение: а точно ли фильм Гая Ричи мы смотрим? Для британца вторая картина за 2023 год сильно отличается от первой и вообще от всего, что режиссёр снимал раньше. Это полноценный военный боевик. Ричи сделал работу над ошибками после «Гнева человеческого» и снял брутальное мужское кино без сбивающих настрой шуток и сомнительных сюжетных поворотов. «Переводчик» — это прямолинейный военный экшен со зрелищными перестрелками, основанный на реальных событиях. Идея фильма заключается не в романтизации войны или американской армии, а в рассказе мужской истории про то, что настоящий друг в беде никогда не бросит. Нетипично для Ричи, но как кино очень даже хорошо. Дар Салим — открытие фильма.

9. Рок-н-ролльщик (2008)

-10

Опасный мир коррупции и жизни криминальных отбросов Лондона, где недвижимость потеснила такого лидера торгового рынка как наркотики, а самыми активными предпринимателями стали преступные группировки. Но каждому, кто хочет проворачивать там свои дела, будь то мелкая сошка Раз-Два или русский теневой миллиардер Юрий Омович, придется сначала договориться с одним человеком – Ленни Коулом.

Гангстерская мозаика Ричи, по форме напоминающая современный городской вестерн, разбита на несколько взаимосвязанных сюжетных линий про мелких бандитов, каждый из которых пытается договориться с главным лондонским мафиози (неотразимый Том Уилкинсон). Здесь мы снова наблюдаем драйв криминальных будней «Большого куша», где один персонаж красноречивее другого.

10. Шерлок Холмс (2009)

-11

Величайший в истории сыщик Шерлок Холмс вместе со своим верным соратником Ватсоном вступают в схватку, требующую нешуточной физической и умственной подготовки, ведь их враг представляет угрозу для всего Лондона.

Фильм буквально на полгода опередил британское переосмысление истории величайшего сыщика с Камбербэтчем, и эта проворность, безусловно, американцам сыграла на руку. В своем «Шерлоке» Ричи хорошенько похулиганил и с образом главного героя (если надо, его Холмс запросто пропишет кулаком в челюсть), и с каноническими сюжетами Артура Конан Дойля. Много фирменной «грязной» эстетики британских улиц, хлесткий юмор, безудержный клиповый монтаж, рифмующийся с молниеносными дедуктивными способностями Холмса. Сюжет про воскресшего из мертвых чернокнижника до самого конца играет со зрителем в кошки-мышки: это мистика или хитрые манипуляции преступного гения? Дауни-младший в образе Железного человека, застрявшего в викторианском Лондоне, и Джуд Лоу, в кои-то веки не переигрывающий, стали той еще экранной парочкой и чуть ли не главной причиной успеха фильма.

11. Агенты А.Н.К.Л. (2015)

-12

Наполеон Соло — агент ЦРУ, на счету которого огромное количество успешно проведенных операций. Он считается одним из лучших секретных агентов во всем мире, и с ним может сравниться только один человек — самый молодой и перспективный агент КГБ Илья Курякин. Их противостояние переросло в настоящую войну, в которой никто не собирается уступать. Однако обстоятельства складываются так, что непримиримые враги вынуждены стать напарниками. Это происходит после того, как спецслужбы двух стран обнаруживают международную преступную организацию, которой удалось создать ядерную бомбу.

Кино со своим невероятным стилем, грацией и гипнотической актёрской химией. Кавилл буквально сияет от лоска в роли элегантного афериста из ЦРУ, Арми Хаммер блестяще отыгрывает неуравновешенного русского шпиона из КГБ, Алисия Викандер – бойкая и сумасбродная британка, не дающая этим двум бугаям перетянуть все внимание на свои уморительные перепалки. Тот случай, когда у Ричи все актёры на своих местах, знают, что делать, и наслаждаются каждой проговариваемой строчкой диалога. Экшен-сцены не повторяются и не утомляют, иронично поданный сеттинг «холодной войны» и мелодичный саундтрек Пембертона превращают «Агентов» в приключенческое кино высшего порядка. Как жаль, что финальные сборы и перестраховка студийных боссов лишили нас сиквела одного из лучших фильмов Гая Ричи.

12. Джентльмены (2020)

-13

Один ушлый американец ещё со студенческих лет приторговывал веществами, а теперь придумал схему нелегального обогащения с использованием поместий обедневшей английской аристократии и очень неплохо на этом разбогател. Другой пронырливый журналист приходит к Рэю, правой руке американца, и предлагает тому купить киносценарий, в котором подробно описаны преступления его босса при участии других представителей лондонского криминального мира — партнёра-еврея, китайской диаспоры, чернокожих спортсменов и даже русского олигарха.

«Джентльмены» заслуживают каждую крупицу той зрительской любви, в которой фильм обваляли в год выхода, хотя бы за то, что они вернули нам старого доброго Гая Ричи. Того самого Гая Ричи, который мог элегантно развернуть бережно сложенную сценарную самокрутку в увлекательное гангстерское полотно в духе его же культовых кино-авантюр. Сюжет «Джентльменов» типичен для Ричи: есть один магнат, у которого денег куры не клюют, и есть те, кто хочет прикарманить все его финансы. Цимес отнюдь не в сюжетной завязке, а в гиперактивной подаче, искусном сценарии и галерее выразительных личностей. Будь то броский внешний вид или остроумная реплика, Гай Ричи умеет писать запоминающихся персонажей с минимумом художественных средств. И «Джентльмены» — хрестоматийный тому пример. Холеный МакКонахи, нервный Ханнэм, пронырливый Грант или стильный Фаррелл — каждый из них по-своему великолепен.

13. Большой куш (2000)

-14

Фрэнки Четыре Пальца должен был переправить краденый алмаз из Англии в США своему боссу Айви, но, сделав ставку на подпольный боксёрский поединок, он попал в круговорот весьма нежелательных событий. Вокруг него и его груза разворачивается сложная интрига с участием множества колоритных персонажей лондонского дна — русского гангстера, троих незадачливых грабителей, хитрого боксёра и угрюмого громилы грозного мафиози. Каждый норовит в одиночку сорвать большой куш.

Собрав звёздный актёрский состав (Стэйтем, Бенисио Дель Торо, Стивен Грэм, Брэд Питт в роли грязного цыгана), Ричи взял безупречно сработавшую формулу своего дебюта и придумал ещё одну закрученную криминальную сагу. Фильм разлетелся на цитаты (во многом благодаря переводу Дмитрия Пучкова, ставшего венцом пиратских локализаций эпохи VHS), персонажи ушли в народ, Гай Ричи в одночасье стал главным хулиганом от мира кино.

14. Карты, деньги, два ствола (1998)

-15

Четверо молодых парней накопили каждый по 25 тысяч фунтов, чтобы один из них мог сыграть в карты с опытным шулером и матерым преступником, известным по кличке Гарри-Топор. Парень в итоге проиграл 500 тысяч, на уплату долга ему дали неделю.

В противном случае и ему, и его «спонсорам» каждый день будут отрубать по пальцу, а потом... Чтобы выйти из положения, ребята решили ограбить бандитов, решивших ограбить трех «ботаников», выращивающих марихуану для местного наркобарона. Но на этом приключения четвёрки не заканчиваются.

Без «Карт, денег, двух стволов» не было бы ни «Большого куша», ни в целом Гая Ричи. В этом фильме режиссёр изобрёл себя, и все фирменные мотивы, художественные приемы и манипуляции с нарративом в последующих работах — лишь вариации того, с чем он взорвал малобюджетный авторский кинематограф в далёком 1998 году.


Бешеный ритм, нелинейное повествование, убойный «чёрный юмор», броские диалоги тут же надоумили многих окрестить «Карты, деньги...» английским ответом «Криминальному чтиву». Но на самом деле фильмы принципиально разные: Тарантино снял шедевр постмодернизма, в то время как Гай Ричи — абсолютную «пацанскую» классику криминального жанра и звонкую симфонию преступного Лондона под радикально свежий для тех времен клиповый монтаж.

Гай Ричи
5614 интересуются