При упоминании творчества СССР у многих возникает ассоциация с соцреализмом и ограничением свободы творчества. Однако, помимо официального творчества, было и подпольное. Разберем, как Хрущев запретил андеграундное искусство, и как жили художники в это время.
ХХ век можно считать периодом революций. Изменения происходили не только на политическом уровне, но и в искусстве. После смерти Иосифа Сталина был ослаблен контроль за обществом, поэтому художники, которые не придерживались соцреализма, стали распадаться на два лагеря: первые осваивали западное искусство, а вторые искали себя в отечественном искусстве минувших лет, авангарде.
Авангард – искусство, которое подразумевает отказ от традиционных форм и стилей. Ключевой идеей направления является совершенствование мира. В 1917 году авангард был на пике популярности, так как для нового государства нужно было искусство, превозносящее кардинальные изменения. Однако спустя три года направление было вытеснено, так как теперь перед искусством стояла другая задача: служить народу и фиксировать развитие государства.
Во время хрущевской оттепели произошла трансформация авангарда, теперь направление получило название «советский нонконформизм», основная цель которого – внутренний поиск себя.
Как Хрущев запретил авангард
В 1962 году была организована выставка художников нонконформистов «Новая реальность», которую посетил Никита Хрущев. Скандал разразился в зале экспозиций художников нового направления, Элия Белютина, Алексея Россаля и других. Государственный деятель нецензурно выразился о картинах, более того, даже плюнул в одну из экспозиций. Художник не растерялся, обвел плевок в круг, что сделало его экспозицию еще дороже.
Лидер заявил, что это вовсе не то, что нужно советскому народу, все слишком непонятно, художники плохо рисуют, и это нужно запретить.
После слов о запрете советского нонконформизма в прессе стали активно критиковать направление. С этого момента художники продолжили свою деятельность подпольно.
Известные художники советского нонконформизма
Михаил Шемякин
Художник родился в Москве, все детство провел за границей. В 14 лет с семьей переехал в Ленинград, учился в академии художеств, где педагоги сразу обратили внимание на его умение чувствовать цвета. Однако карьера художника сложилась не сразу: его упекли в психиатрическую лечебницу за религиозные взгляды и интерес к авангарду. После выписки Михаил продолжил обучение и устроился работать в Эрмитаж разнорабочим. Спустя какое-то время директор Эрмитажа организовал выставку работ художника, чем привлек внимание власти.
Михаил Шемякин, «Балаганчик»
При обыске у Михаила были обнаружены запрещенные книги и авангардные картины. Художник покинул СССР, сначала обосновался во Франции, а позже в США.
Оскар Рабин
Художник родился и вырос в Москве, обучался в Московском институте им. В. И. Сурикова, однако был исключен за взгляды, которые противоречили советскому соцреализму. В конце 50-х годов был инициатором неофициальной художественной группы «Лианозово». В 1974 году провел несанкционированную выставку «Выставка двенадцати», однако власти оперативно разогнали участников при помощи бульдозеров и поливочных машин.
За организацию и проведение «Бульдозерной выставки» Оскара принудительно выдворили из СССР.
Анатолий Зверев
Родился и вырос в Москве, обучался в Московском училище памяти, однако был отчислен за регулярные споры с преподавателями. Благодаря знакомству с актером Александром Румневым, художник стал известен в кругах коллекционеров.
Анатолий Зверев имел популярность среди художников, по некоторым данным, Казимир Малевич восхвалял работы Зверева. Несмотря на это, художник так и не получил признания общественности при жизни.
Неофициальное искусство на протяжении многих лет являлось способом борьбы художников с тоталитарным режимом. На сегодняшний день творчество советских нонконформистов считается шедевром культуры не только на территории России, но и за границей.
Автор: Александра Юрьева